Департамент внешней миграции

при Министерстве иностранных дел Кыргызской Республики

Информация о деятельности Государственной службы миграции при Правительстве Кыргызской Республики по итогам работы 2018 года

  • 14 Дек 2019
  • 496
  • 0

Деятельность Государственной службы миграции при Правительстве Кыргызской Республики (далее-ГМС),являющего уполномоченным государственным органом сфере миграционной  политики  направлена на:

- разработку и реализацию мер единой государственной миграционной политики на территории Кыргызской Республики и за ее пределами;

- развитие системы организованного трудоустройства граждан Кыргызской Республики за рубежом;

- регулирование процессов привлечения иностранной рабочей силы с учетом интересов внутреннего рынка труда Кыргызской Республики;

- принятие мер по обеспечению защиты прав и законных интересов иммигрантов - этнических кыргызов и кайрылманов;

- обеспечение прав беженцев в соответствии с международными обязательствами и с учетом интересов национальной безопасности.

Трудовая миграция.  Современные миграционные процессы в Кыргызской Республике являются следствием сложных социально-экономических и политических процессов, происходящих в стране и имеет высокую степень развития.

В последние годы миграция населения оказывает значительное влияние на социально-экономическое развитие страны. Миграционные процессы охватывают множество жизненных сфер государства и населения. В настоящее время для государства приоритетными и значимыми являются вопросы трудовой  миграции граждан Кыргызской Республики за границей, обеспечение их социально-правовой  защиты в стране пребывания, иммиграции иностранных граждан в Кыргызстан, в том числе этнических кыргызов и беженцев, регулирование процесса привлечения иностранных специалистов в Кыргызской Республики с учетом ситуации на национальном рынке труда, а также вопросы внутренней миграции.

В трудовой миграции находится порядка 710 тыс. человек. По данным Главного управления по вопросам миграции МВД РФ на 1 ноября 2018г. на миграционном учете в РФ состоит 640 тысяч граждан КР.

Согласно оценочным данным в Казахстане – 30 тыс., в Южной Корее 15 – тыс., в Турции – 30 тыс., в других странах дальнего зарубежья (Европа, США, Ближний Восток, Азия) – более 20 тыс. человек.  

Положительным в трудовой миграции является то, что граждане КР, не имеющие возможность работать на родине, выезжают и зарабатывают на жизнь за рубежом.

Положительным в трудовой миграции является то, что граждане КР, не имеющие возможность работать на родине, выезжают и зарабатывают на жизнь за рубежом. По данным Национального банка Кыргызской Республики, за 11 месяцев 2018 года, сумма денежных переводов составляет 2 479,37млн долларов США, что на 8% больше, чем за тот же отчетный период прошлого года.

По представленным данным СКПВ СНГ(Совет командующих погран войсками СНГ),  на начало 2018 года число лиц имеющих запрет на въезд на территорию РФ составляло 74 541 на конец 2018 года число лиц с ограниченным въездом составила 65 532.

                                                                                Таблица 1

Годы

количество на начало отчётного периода

количество на конец отчётного периода

Сокращение

2015

118 435

110 224

8 211

2016

110 224

106 029

4 195

2017

106 029

77 702

9 447

2018

74 541

65 532

         9009

В рамках реализации кыргызско-российских договоренностей, достигнутых на уровне Глав двух государств, российской стороной были приняты решения о предоставлении преференций в отношении отдельных категорий граждан Кыргызской Республики, в частности, о выводе из списка запрета лиц, въезд которым на территорию Российской Федерации запрещен, а также возможности легализации для граждан Кыргызской Республики, которые находятся в Российской Федерации с нарушением миграционного законодательства.

По итогам объявленного послабления для трудящихся граждан КР в РФ, МВД РФ подчеркнули, что есть положительные результаты по сравнению с прошлыми аналогичными мероприятиями, т.к. возможностью легализоваться воспользовались 50% граждан Кыргызской Республики предположительно находящиеся в так называемой «группе риска» (нелегалы).

Справочно: по информации МВД РФ на период проведения амнистии нелегально находились на территории Российской Федерации 200 тыс. граждан КР.

Следовательно, по информации компетентных органов РФ, данной «миграционной амнистией» воспользовались 100 тыс. граждан КР. Это позволило данным гражданам Кыргызстана легализовать свое пребывание в России и избежать в дальнейшем включения их в «черный список».

При этом сообщил, что был открыт въезд на территории Российской Федерации 5500 гражданам Кыргызской Республики которым был закрыт въезд на основании пунктов 4 и 8 статьи 26 Федерального Закона РФ № 114 «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

Данные указывают на положительную динамику в сокращении числа «запретников» из Кыргызской Республики в Российской Федерации, подтверждает эффективность принятых мер Кыргызской Республикой и выполнение российской стороной достигнутых договоренностей между двумя странами по сокращению числа «запретников» за нарушение миграционного законодательства.

Утверждено Постановление Правительства КР от 16 мая 2018 года № 263 «О мерах по выплате расходов, связанных с доставкой на родину тел граждан Кыргызской Республики, умерших за рубежом».

В 2018 году во всех семи областях республики проведены информационно-разъяснительные работы, проведены семинары для сотрудников госорганов на районном уровне. Основная цель была   направлена на повышение уровня информированности государственных органов и НПО по вопросам предотвращения торговли людьми и усиления их взаимодействия и сотрудничества по данному вопросу. По итогам проведенных семинаров повсеместно на районном уровне определены ответственные исполнители, курирующие вопросы предупреждения и борьбы с торговлей людьми.

В исполнении п.24 Плана мероприятий по реализации Программы ПКР по борьбе с торговлей людьми на 2017-2020 годы, была оказана помощь Аппаратам полномочных представителей в областях по вопросам создания и деятельности Координационных советов по предупреждению и борьбе с торговлей людьми в областях (далее-КС).

По итогам проведенных вышеперечисленных мероприятий во всех областях созданы КС, утверждены состав и План работы КС.

Внесение изменений в постановление ПКР Об утверждении Положения о порядке осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории КР и Положения о порядке осуществления деятельности по трудооустройству граждан КР за рубежом от 8 сентября 2006 года №639

Во исполнение данного пункта, 18 апреля 2018 года состоялось заседание Межведомственной платформы по темам: вопросы деятельности частных агентств занятости (ЧАЗ) и выработка предложений по совершенствованию нормативной правовой базы, по регулированию деятельности брачных агентств. На заседании был представлен проект «Положения о деятельности частных агентств занятости по трудоустройству граждан Кыргызской Республики за рубежом». По итогам обсуждения были даны рекомендации, которые необходимо учесть при доработке проекта. В настоящее время проект на доработке.

24 декабря 2018 года состоялось рабочее совещание «Проблемы и практика применения законодательства в области трудоустройства граждан КР за рубежом при содействии частных агентств занятости». Основной целью являлосьобсуждение проекта Положения о порядке осуществления деятельности по трудоустройству граждан КР за рубежом и выработка рекомендаций и предложений по проблемам в сфере трудоустройства граждан КР за рубежом.

По защите законных прав и интересов граждан Кыргызской Республики по вопросам миграции в Российской Федерации, оказанию содействия гражданам Кыргызской Республики в осуществлении ими трудовой деятельности Представительством Государственной службы миграции при Правительстве Кыргызской Республики в Российской Федерации (далее – Представительство) за отчетный период проделана следующая работа.

В Представительство за отчетное время поступило 819 обращений поневыплате заработной платы 2560 гражданам Кыргызской Республики на сумму128,761 млн. руб.В результате проведенных мероприятий (выезды и переговоров, переписки и др.) вышеуказанным гражданам выплачено 61,3 млн. рублей.

Кроме того, сотрудниками Представительства при личном приеме, атакже по телефону проконсультировано 3241 граждан по вопросам миграционногозаконодательства Российской Федерации, выявлено 2301 вакантных мест для трудоустройства гражданКыргызской Республики, оказано содействие 4 гражданам КыргызскойРеспублики по взысканию с работодателей компенсации за причинённый ущербздоровью связанный с производственной травмой - в сумме 1 050 000 рублей.

Справка: Общая сумма задолженности по невыплате заработной платы рассчитаны исходя из указанных сумм в обращениях граждан Кыргызской Республики. Как показывает практика, при уточнении задолженности с работодателями, сумма фактической задолженности зачастую ниже указанной в заявлении. Имеются случаи, когда работодателями производятся удержания за нарушение трудового распорядка (невыход на работу, опоздание, материальный ущерб и т.д.).

Вместе с тем сообщаем, что в отчётах Представительства указывается сумма задолженности по невыплате заработной платы указанная гражданами в их обращениях.

В отношении работодателей, которые отказались в добровольном порядке погашать задолженности по заработной плате были подготовлены и направлены 473 писем в Главное следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по г. Москве для принятия соответствующих мер.

В целях обсуждения проблемных вопросов граждан Кыргызской Республики, осуществляющих трудовую деятельность на территории Российской Федерации, таких как, невыплата российскимиработодателями заработных плат, незаконное привлечение к трудовой деятельности, возмещениематериального ущерба полученной в связи с производственной травмой, сотрудниками Представительства были проведены ряд встреч:

- с заместителем руководителя Федеральной службы потруду и занятости – Иванковым М.Ю., си.о. руководителем Главного следственного управленияСледственного Комитета Российской Федерации по г. Москве А.А. Стрижовым и заместителем руководителя С.М. Ярош,

- в Красноярском крае - с руководителем территориальногооргана - представителем МИД России в г. Красноярске Дьячковой Т. П.,заместителем начальника Управления по вопросам миграции ГУ МВД России поКрасноярскому краю Потемкиным И.;

- в Тюменской области - с председателем комитета по деламнациональности Тюменской области Е.В. Воробьевым и директором филиалаглавного управления «Паспортно-визового сервиса» МВД России по Тюменской области В. В. Колалбом, сначальником управления по вопросам миграции УМВД РФ по Тюменской областиД. Н. Мамонтовыма, а также сдиректором Департамента труда и занятости населения Тюменской областиМарзукевич Н.В. и с руководителем комитета молодежной политики Департамента молодежи и спорта г. Тюмень Каевым А.А.;

- с Руководителем АппаратаУполномоченного по правам человека в Российской Федерации – Соловьевым И.Н.;

- с заместителем начальника УВМ ГУМВД РФ по г.Москве Ивановым В.П.;

- с заместителем руководителя Федеральнойслужбы по труду и занятости – Иванковым М.Ю.;

- с руководством Главного управления МВД России по областям и регионам (Нижегородскойобласти и г.Нижний-Новгород, Главного управления МВД России по РеспубликеТатарстан, Управления по вопросам миграции МВД по Республике Татарстан,Главного управления МВД РФ по Самарской области и Управления по вопросаммиграции по Самарской области, Управления МВД России по г.Волгоград, Управления МВД России по г.Ростов-на-Дону, а также Отдела по вопросаммиграции ГУ МВД России по Краснодарскому краю в Адлерском районе г.Сочи, Управления МВД России по г.Калининград);

- с заместителем начальника ГУВМ МВД России – Демиденко Д.П.;

- с руководителем Миграционного центра г. ИркутскаСавишниковым Р.Н.;

- с вице-мэром г.Южно-Сахалинска ФризюкА. В.;

- с Первым заместителем начальника Главного управления по вопросаммиграции Министерства внутренних дел Российской Федерации – КраюшкинымА.В., первым секретарём Третьего Департамента стран СНГ МИД РФ – ДолгихА.В.

Кроме того, за отчетный период Представительством проведены 133 мероприятия(встречи, переговоры, интервью), из них:

 - 54 встреч с представителями кыргызской диаспоры исоотечественниками, осуществляющими трудовую деятельность в РоссийскойФедерации и работодателями;

- количество проведенной информационно-консультативной работы 22 - 35 выездов в Центры временного содержания иностранныхграждан ГУ МВД России;

- 14 круглыхстолов, конференций и встреч

- сотрудниками Представительства даны 8 интервью в СМИ.

В рамках мероприятий по обеспечению граждан возможностью достойной самореализации в трудовой деятельности ГСМ при ПКР осуществляет трудоустройство безработных граждан в следующих странах ближнего и дальнего зарубежья: Российской Федерации, Республике Казахстан, Республике Корея, Объединенных Арабских Эмиратах и Турецкой Республике.

Всего за 2018год в Информационно-консультативном центре при ГСМ (далее – ИКЦ) консультацию о порядке трудоустройстваполучили44 694 человек. Общее количество трудоустроенных –8258человек,в том числе при содействии частных агентств занятости. В разрезе по странам трудоустройства:

Турецкая Республика – 6598 человек,

Республика Корея - 412 человек,

Российская Федерация - 430 человек,

Федеративная Республика Германия – 255 человек,

ОАЭ - 197 человек,

Государство Кувейт – 79 человек ,

Государство Катар – 30 человек,

и другие страны – 257 человек.

Стоит отметить, что в сравнении с итогами 2017 года (2793 трудоустроенных граждан), количество трудоустроенных за рубежом в 2018 году выросла на 195%.

ИКЦ созданы благоприятные условия для работы частных агентств по трудоустройству за рубежом. Так, на сегодняшний день 85 участников рынка предоставляют гражданам услуги в соответствии с законодательством Кыргызской Республики по трудоустройству в 14 странах.

Вместе с тем, в соответствии с Инструкцией «О мерах по компенсации расходов, связанных с доставкой в Кыргызскую Республику тел граждан Кыргызской Республики», утвержденной постановлением Правительства Кыргызской Республики от 16 мая 2018 года № 236, ИКЦ были рассмотрены и произведены компенсационные выплаты 191 материалам общую сумму в размере 8 884 746, 6 сомов.

 

Кайрылманы

В 2018 году статус кайрылмана предоставлен 664 этническимкыргызам. В сравнении с 2017 годом, количество лиц, получивших статус кайрылмана снизилась на 56% по сравнению с отчетным периодом.

Оказана консультационная помощь более 4000 человек.

В разрезе стран прибытия кайрылманов: Узбекистан – 183, Таджикистан –444, Китай – 20 и другие страны- 14.

Преобладающее большинство переселяющихся этнических кыргызов оседают в Чуйской, Ошской областях и городе Бишкек.

На основании распоряжения Правительства Кыргызской Республики №329 от 19-сентября 2018-года из республиканского бюджета были выделены денежные средства на сумму 4,6 млн. сом. С 10 по 19 октября 2018 года был доставлен 60 тонн гуманитарного груза. В основном продовольственные продукты, медикаменты, лесоматериалы, а также печи. Наряду с этим в октябре-декабре 2018 года из Малого и Большого Памира Исламской Республики Афганистан самостоятельно прибыли 18 памирскихкыргызов, которые расселены в Нарынской области. В данное время в этом регионе проживают 50 памирских соотечественников. Среди них 18 детей обучаются в средней школе, один ребенок посещает детский сад. В общем 13 детей получают пособие. Четверо детей проживаю с родителями в АтБашинском районе. В целях оказания материальной помощи этническимкыргызам, прибывшим в Кыргызскую Республику из Малого и Большого Памира Исламской Республики Афганистан из резервного фонда Премьер-министра Кыргызской Республики выделена 560 тысяч сомов. Кроме этого, из резервного фонда Премьер-министра Кыргызской Республики выделена 540 тысяч сомов для оказания материальной помощи этническим кыргызам, планирующим прибыть в Кыргызскую Республику из Малого и Большого Памира Исламской Республики Афганистан.

За 2018 год по данным ДРН ГРС 2201этническихкыргызов получили гражданство Кыргызской Республики. По странам исхода: Республика Узбекистан – 1126, Республика Таджикистан – 938, КНР – 57, Канада – 1, РФ и Казахстан - 79.

Беженцы. Численность беженцев на территории Кыргызской Республики по состоянию на 1 января 2019 года составляет 187 чел., в том числе, из Афганистана – 87 чел., других стран - 100 чел. Численность ходатайствующих о статусе беженца (лиц, ищущих убежище) составляет 109 человек.

Выдача разрешений на работу иностранным гражданам.Исходя из ежегодных данных о регистрации иностранных граждан на территории Кыргызской Республики количество, зарегистрировавшихся варьируется в пределах 100 - 120 тыс. человек.

По итогамзаседаний разрешительных комиссий установленная квота на 31декабря 2018 года составляет 12950 иностранных специалистов или 78,5% от утвержденной Правительством КР квоты на 2018 год -16490, в т.ч. индивидуальным предпринимателям – 950 чел. ( В сравнении с аналогичным период 2017 года, снижение на 12,3%, (с 14768 до 12950), в т.ч по ИП снижение – на 67 человек (с 1017 до 950).

Рассмотрено всего 3683 ходатайств от юридических и физических лиц,на привлечение иностранной рабочей силы на территории КыргызскойРеспублики, из которых было удовлетворенно – 2703 или 73,4%, отложенырассмотрение ходатайств на привлечение иностранной рабочей силы по 296юридическим лицам (в сравнении с 12 месяцами 2017 г. рассмотрено на 698больше заявлений).

Выданы освобождающие справки на проведение шеф-монтажных работ: ОАО “Северэлектро” на 10 граждан Республики Индия, сроком на 3 месяца, ОсОО “ЧайнаПетроль Компани”,   “Джунда” на 87 граждан КНР, сроком на 3 и 6  месяцев, ОсОО “Южный Комбинат Стройматериалов” на 97 граждан КНР, сроком на 3 и 6 месяцев, всего за 12 месяцев 2018 года выданы справки на шеф-монтажные работы 194 иностранным гражданам с КНР и Индии, сроком от 3-х до 6-ти  месяцев.

За указанный период на 31 декабря 2018 года, численность привлекаемых граждан Кыргызской Республики из числа обратившихся юридических и физических лиц, а также учебных заведений Кыргызстана на право привлечение иностранной рабочей силы на территории Кыргызской Республики составила более 50,4 тысяч человек, в т. ч., вновь созданные и впервые обратившиеся предприятия и организации в количестве 620, создали дополнительные рабочие места для 2830 местных граждан.

В разрезе регионов Кыргызской Республики трудовая квота установлена следующим образом: г. Бишкек – 46,7%; Жалал-Абадская область – 22,6%; Чуйская область – 15,8; Ошская область – 5,3%; г. Ош – 3,5%; Баткенская область – 2,7%; Иссык-Кульская область – 1,6%; Нарынская область - 1,4%; Талаской области – 0,4%.

По отраслям экономики Кыргызской Республики трудовая квота установлена следующим образом: промышленность и строительство – 45,9%; сельское хозяйство – 1,9%; энергетика, геологоразведка, горнорудная промышленность – 20,0%; торговля, общепит и прочие услуги – 22,5%; здравоохранение, образование, наука и культура – 9,6%; кредитование и банковский сектор – 0,2%. 

Представители из 92 стран мира, получили разрешения на привлечение иностранной рабочей силы, наибольшее количество получили граждане КНР – более 74,7% или 9670 иностранных специалистов,  граждане Турецкой Республики – 8,2 или 1066 чел., граждане Республики Корея – 2,5% или 324 чел., граждане Пакистана – 2,1% или 275 чел., США – 1,4% или 187, граждане Индии -1,3 или 175 чел., граждане Узбекистана и Вьетнама по 1,0% или 130 и 125 чел.  и т.д.

По индивидуальным предпринимателям выдано разрешений на работу 950 иностранным гражданам, работающих на рынках Кыргызстана, в т.ч. по Северному региону. (г. Бишкек и Чуйская обл.) – 764 чел., по Южному региону – 186 чел. 

За 12 месяцев 2018 года за разрешительные документы поступило денежных средств в Республиканский бюджет на сумму 52,3 млн. сомов, в т.ч. за разрешение на привлечение иностранной рабочей силы – 10,3 млн. сом, за разрешение на работу иностранным гражданам – 23,0 млн. сом и от индивидуальных предпринимателей – 19,0 млн. сом. 

Сравнительный анализ с аналогичным периодом прошлого года показал, что количество обратившихся юридических и физических лиц для получения разрешений на привлечение иностранной рабочей силы на территории Кыргызской Республики увеличилось (в сравнении с 12 месяцами 2017 г. рассмотрено на 698 больше заявлений).

Также в функции Отдела входит проведение ежегодной операции «Нелегал» в рамках ОДКБ. Так в 2018 году по итогам операции «Нелегал-2018» выявлено 941 нарушения миграционного законодательства. Из них 546 нарушений въезда, выезда и пребывания на территории Кыргызской Республики, 378 нарушений установленного порядка осуществления трудовой деятельности. Наложено административных штрафов на сумму 114 418 долларов США, взыскано 114 418 долларов США. Возбуждено 16 уголовных дел по ст. УК КР организация незаконной миграции.  Возбуждено 302 уголовных дел по иным выявленным в ходе операции преступлениям. Выдворено в административном порядке и депортировано за пределы государства-члена ОДКБ 108 и/г. Выявлено 25 лиц находящееся в международном розыске.

По предоставлению статуса иммигранта (постоянный вид на жительство). За 2018 годбыло Межведомственной комиссии по рассмотрению и решению дел по ходатайствам иностранных граждан и лиц без гражданства о предоставлении статуса иммигранта в Кыргызской Республике и аннулировании постоянного вида на жительство было принято решение по выдаче постоянного вида на жительство в Кыргызской Республике – 236 иностранным гражданам (утвержденная Правительством Кыргызской Республики квота на 2018 год -680).

По странам исхода:

* РФ - 29;

* КНР - 36;

* РУз - 9;

* РК - 16;

* Турция - 8;

* Афганистан - 3;

* Пакистан - 13;

* Европа - 21;

* Корея - 7;

* США - 4;

* ЛБГ и другие страны –90.