Департамент внешней миграции

при Министерстве иностранных дел Кыргызской Республики

Отчет Государственной службы миграции при Правительстве Кыргызской Республики о проделанной работе за I квартал 2019 года

  • 14 Дек 2019
  • 564
  • 0

Трудовая миграция

В трудовой миграции находится свыше 710 тыс. человек. По данным Главного управления по вопросам миграции МВД РФ на начало 2019 г. на миграционном учете в РФ состоит 640 тысяч граждан КР.

Согласно оценочным данным в Казахстане – 30 тыс., в Южной Корее 15 – тыс., в Турции – 30 тыс., в других странах дальнего зарубежья (Европа, США, Ближний Восток, Азия) – более 20 тыс. человек.

Положительным в трудовой миграции является то, что граждане КР, не трудоустроившиеся на родине, имеют возможность выезжать и зарабатывать за рубежом. По данным Национального банка Кыргызской Республики, за январь месяц 2019 года, сумма денежных переводов составляет 161,7 млн долларов США, что на 11% больше, чем за тот же отчетный период прошлого года.

По представленным данным СКПВ СНГ (Совет командующихпогран.войсками СНГ), на начало 2018 года число лиц имеющих запрет на въезд на территорию РФ составляло 74 541 на начало 2019 года число лиц с ограниченным въездом составила 65 532.

                                                                                Таблица 1

Годы

количество на начало отчётного периода

количество на конец отчётного периода

Сокращение

2015

118 435

110 224

8 211

2016

110 224

106 029

4 195

2017

106 029

77 702

9 447

2018

74 541

65 532

9 009

 

В рамках реализации кыргызско-российских договоренностей, достигнутых на уровне Глав двух государств, российской стороной были приняты решения о предоставлении преференций в отношении отдельных категорий граждан Кыргызской Республики, с 22 марта по 22 апреля 2019 года объявлена «миграционная амнистия»."Миграционная амнистия" коснется граждан КР, находящихся и пребывающих с нарушениями миграционного законодательствана территории России, это порядка 200 тысяч человек. Российской стороной предоставлены списки свыше 130 тысяч граждан КР, которые имеют возможность выйти из статуса нарушителей (нелегалов -"группа риска") и перейти на легальный статус пребывания. Кроме того по итогам официального визита Президента РФ Путина В.В. в Кыргызскую Республику получена безпрецедентнаявозможность для кыргызских мигрантов в рамках проведения "миграционной амнистии" осуществить легализацию своего статуса без выезда с территории России, путем обращения непосредственно в территориальные органы МВД РФ.

Второй категорией граждан КР,которые могут воспользоваться "миграционной амнистией", являются лица находящиеся вне пределов России и уже включенные в "черные списки" по административным нарушениям незначительного характера.

В связи с этим, ГСМв настоящее время проводится активная информационно-разъяснительная работа в КР и на территории России.

 

         Представительством Государственной службы миграции при Правительстве Кыргызской Республики в Российской Федерации (далее – Представительство) за отчетный период(08.01.2019 года по 29.03.2019 года) по защите законных прав и интересов трудящихся из Кыргызстана проделана следующая работа.

За вышеуказанный период сотрудниками Представительства проконсультировано 1108 граждан по вопросам миграционного законодательства Российской Федерации. Кроме того, в Представительство поступило 255 обращений по невыплате заработной платы 833 гражданам Кыргызской Республики на сумму 45 млн 064 тыс. 500 руб. В результате проведенных мероприятий (выездов и переговоров, переписки) вышеуказанным гражданам выплачено – 12 млн. 655 тыс. 400 рублей.

Справка: Общая сумма задолженности по невыплате заработной платы рассчитаны исходя из указанных сумм в обращениях граждан Кыргызской Республики. Как показывает практика, при уточнении задолженности с работодателями, сумма фактической задолженности зачастую ниже, чем они указывают в заявлении. Имеются случаи, когда работодатели из заработной платы заявителей удерживают штрафы за нарушение трудового распорядка (невыход на работу, опоздание, материальный ущерб и т.д.).

За отчетный период Представительством проведены 51 мероприятие (встречи, переговоры, интервью), из- них:

-        проведены 4 встреч с представителями кыргызской диаспоры;

-        проведены 6 встреч с представителями государственных органов Российской Федерации;

-        проведены  6 соотечественниками, осуществляющими трудовую деятельность в Российской Федерации и работодателями;

-        количество проведенной информационно-консультативной работы -17

-        проведены 9 выездов в Центры временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России;

-        приняли участие в 4 круглых-столах, конференциях; встречи

-        проведены  4 выезда в больницы

-        сотрудниками Представительства  даны2 интервью в СМИ;

В составе Государственной службы миграции при Правительстве Кыргызской Республики функционирует Информационно-консультационный центр (далее – ИКЦ).

В рамках мероприятий по обеспечению граждан возможностью достойной самореализации в трудовой деятельности, ИКЦ оказывает содействие в трудоустройстве безработных граждан в следующих странах ближнего и дальнего зарубежья: Российской Федерации, Республике Казахстан, Республике Корея и Турецкой Республике.

За отчетный период в ИКЦ консультацию о порядке трудоустройства получили 9 284 человек, из них 2 458 женщин, трудоустроено 275 человек, из них 114 женщин.

ИКЦ создает благоприятные условия для деятельности частных агентств по трудоустройству за рубежом. Так, на сегодняшний день 102 участников рынка предоставляют гражданам услуги в соответствии с законодательством Кыргызской Республики по трудоустройству в 17 странах.

При содействии 102 частных агентств смогли найти работу за рубежом 226 граждан, из них 110 женщин. Помимо снижения давления на внутренний рынок труда, деятельность частных агентств создает дополнительные рабочие места в Кыргызстане и обеспечивает соответствующие поступления в бюджет Кыргызской Республики.

За отчетный период было проведено 3 заседания комиссии по рассмотрению документов и выдаче разрешений на право деятельности, связанной с трудоустройством граждан Кыргызской Республики за рубежом. Поступило 43 обращений по вопросам выдачи разрешения на право трудоустройства граждан Кыргызской Республики за рубежом. По итогам рассмотрения на заседаниях комиссии было решено выдать разрешение 43 компаниям (ЧАЗам). За первые 2 месяца 2019 года в государственный бюджет поступило более 160 000 сомов, за выдачу разрешения в виде государственной пошлины.

При этом концептуальная цель ИКЦ в этой сфере заключается не в увеличении числа, выезжающих за рубеж по реализуемым ИКЦ программам, а в создании правовых основ функционирования легальных каналов организованного трудоустройства за рубежом, в максимально удобных и доступных для граждан формах, в том числе и путем снижения стоимости услуг субъектов рынка организованного трудоустройства. Можно наблюдать снижение стоимости услуг организованного трудоустройства граждан в Турецкой Республике более чем в 2 раза в течение последних 3 месяце, в связи с высоким уровнем конкуренции в сфере трудоустройства и вхождением в 2014 году ИКЦ на рынок трудоустройства граждан в Турецкой Республике.

Кроме того, ИКЦ осуществляет выплату компенсаций транспортных расходов по перевозке на родину тел граждан Кыргызской Республики, умерших в период осуществления ими трудовой деятельности за пределами нашей страны. Так, за отчетный период в ИКЦ поступило 78 материалов по выплате компенсации расходов, связанных с доставкой в Кыргызскую Республику тел граждан Кыргызской Республики, по 2 материалам отказано, в связи истечением срока обращения и по 1 материалу, в связи отсутствием нотариально заверенной доверенности от близкого родственника или от лица, осуществившего оплату непосредственных расходов, связанных с транспортировкой в Кыргызскую Республику тела гражданина Кыргызской Республики.

Было проведено 18заседаний комиссии по компенсации расходов, связанных с доставкой в Кыргызскую Республику тел граждан Кыргызской Республики. В соответствии с Инструкцией «О порядке единовременной выплаты на расходы по репатриации тел граждан Кыргызской Республики, умерших за рубежом, утвержденной постановлением Правительства Кыргызской Республики от 16 мая 2018 года № 236, компенсационные выплаты произведены по 75материалам на общую сумму в размере 3 750 000 сомов 00 тыйынов

 

Кайрылманы

За 1 квартал 2019 года проведены 2 заседания комиссии по рассмотрению ходатайств этнических кыргызов на получение статуса кайрылмана, по итогам которых 91 этническим кыргызам предоставлен статус кайрылмана.

 

Баткен

Бишкек

Джалал-Абад

Ош обл.

 

г.Ош

Нарын

Чүй

Ысык-Көл

Талас

Итого

1

20

-

7

3

-

60

-

-

91

 

Как показывает анализ, преобладающее большинство переселяющихся этнических кыргызов оседают в Чуйской области и городе Бишкек.

В разрезе стран прибытия этнических кыргызов, удостоверения кайрылман выданы: Узбекистан – 28, Таджикистан – 57, Китай – 4, лицам без гражданства – 2.

По сравнению с аналогичным периодом 2018 года количество выданных удостоверений за 1 квартал 2019 года составляет 41,0% от него.

За 1 квартал 2019 года по данным ДРН ГРС 668 этнических кыргызов получили гражданство Кыргызской Республики. По странам исхода: Республика Узбекистан – 99, Республика Таджикистан – 535, РФ – 16, Казахстан – 9, КНР – 1, Иран – 1, АКШ – 1, Великобритания – 1 и ЛБГ – 5.

 

Беженцы

Численность беженцев на территории Кыргызской Республики по состоянию на 1 апреля 2019 года составляет 193 чел., в том числе, из Афганистана – 87 чел., других стран - 106 чел. Численность ходатайствующих о статусе беженца (лиц, ищущих убежище) составляет 145 чел.

В январе-марте 2018 года в соответствии с законодательством Кыргызской Республики проведены следующие процедурные работы:

- зарегистрировано 33 ходатайство о предоставлении статуса беженца от 53-х иностранных граждан;

- проведено 2 собеседование с ходатайствующими (лицами, ищущими убежище);

- приняты решения по 13 ходатайствам о предоставлении статуса беженца (17 чел.), из которых признаны беженцами по 3 ходатайствам (6 чел.), отказано в предоставлении статуса беженца по 6 ходатайствам (6 чел.), прекращено рассмотрение 4-х ходатайств (5 чел.).

В указанный период осуществлялась деятельность по обеспечению документами беженцев и лиц, ищущих убежище. Так, в установленном порядке:

- выданы 3 удостоверения беженца, 76 Свидетельств о регистрации ходатайства о предоставлении статуса беженца;

- проведена перерегистрация 19 беженцев (продлены сроки удостоверений беженца) и 59-ти заявителей на статус беженца (продлены сроки Свидетельств о регистрации ходатайства).

С целью осуществления установленных процедур по определению статуса беженца также проводились меры по проверке предоставленных сведений и документов лиц, ищущих убежище.

В отчетный период заявления об отмене отрицательного решения уполномоченного органа в предоставлении статуса беженца рассмотрены на 39 судебных процессах: первой инстанции (9), второй инстанции (23), высшей инстанции (7).

 

Разрешение на работу иностранным гражданам

По итогам межведомственных разрешительных комиссий установленная квота на 1 апреля 2019 года составляет 4932 иностранных специалистов или 28,3% от утвержденной Правительством КР квоты на 2019 год – 17410, в т.ч. индивидуальным предпринимателям – 246 чел.

В разрезе регионов КР трудовая квота установлена на 01.04.2019 года выглядит следующим образом:

-        г. Бишкек – 38,7%;

-        Жалал-Абадской области – 22,4%;

-        Чуйской области – 19,4%;

-        Ошской области – 6,8%;

-        г. Ош – 5%;

-        Баткенская области – 1,3%;

-        Иссык-Кульской области – 1,7%;

-        Нарынской область – 3,6%;

-        Талаской область – 0,2 %.

По отраслям экономики картина выглядит следующим образом:

-        по промышленности и строительству – 43,6%;

-        по сельскому хозяйству – 1,8%;

-        по энергетике, геологоразведки, горнорудной промышленности – 30,6%;

-        по торговли, общепиту и прочим услугам –17,3%

-        по здравоохранению, образованию и науке – 6,5%;

-        по кредитованию и банковскому сектору – 0,3%.

Представители из 68 стран со всего мира, получивших решение на привлечение ИРС, наиболее количество получили граждане КНР – более 77,5% или 3821 иностранных специалиста, граждане Турецкой Республики – 6% или 295 чел, граждане Республики Корея – 3% или 149 чел., граждане Республики Узбекистан – 2,9% или 141 чел., граждане Пакистана– 2,1% или 103 чел., граждане Индии – 1,3% или 65., и т.д.

За Iквартал 2019 года за разрешительные документы поступило денежных средств в Республиканский бюджет на сумму 13,0 млн. сомов, в т.ч. за разрешение на привлечение ИРС – 2,8 млн. сом, за разрешение на работу иностранным гражданам – 5,3 млн. сом и от индивидуальных предпринимателей – 4,9 млн. сом

Сравнительный анализ с аналогичным периодом прошлого года показал, что количество обратившихся юридических и физических лиц для получения разрешений на привлечение иностранной рабочей силы, а также разрешений на работу для осуществления трудовой и индивидуальной предпринимательской деятельности на территории Кыргызской Республики значительно возросло.

 

Статус иммигранта (постоянный вид на жительство)

За 1 квартал 2019 года была проведено1 заседание межведомственной комиссии по рассмотрению и решению дел по ходатайствам иностранных граждан и лиц без гражданства о предоставлении статуса иммигранта в Кыргызской Республике и аннулировании постоянного вида на жительство в Кыргызской Республике, по итогам которого статус иммигранта был выдан 22 иностранным гражданам и лицам без гражданства.

 

Совершенствование законодательства и разработка нормативно- правовых актов

Государственной службой миграции был разработан проект новой редакции Закона Кыргызской Республики «Об основах государственной политики по поддержке соотечественников за рубежом». Изменения в первую очередь коснулись структуры упомянутого Закона, четкого определения субъектов реализации Закона и их функций, а также включение новых понятий, таких как «диаспора», «диаспоральная организация» и «выходцы из Кыргызской Республики».

Также Государственной службой миграции для рассмотрения и вынесения заключения был получен проект Закона КР «О статусе гражданина кыргызстанского происхождения», инициированный депутатом ЖК КР М.Э. Мавляновой.Для всестороннего рассмотрения проекта Закона КР, ГСМ была создана межведомственная рабочая группа, с участием депутатов ЖК, представителей министерства и ведомств. В рамках рабочей группыбыло принято решение об объединении проекта Закона КР «Остатусе гражданина кыргызстанского происхождения» и Национальной инициативы «Мекен-карт» в один законопроект, в котором предоставление «статуса гражданина кыргызстанского происхождения» будет документироваться «Мекен-карт».

В целях упорядочения процесса оказания гуманитарной помощи и налаживания тесного контакта с этническими кыргызами - жителями Малого и Большого Памира Исламской Республики Афганистан, разработан проект Соглашения между Правительством Кыргызской Республики и Правительством Исламской Республики Афганистан, которое в  последующем будет являться юридической основой взаимодействия между Правительством Кыргызской Республики и Правительством Исламкой Республики Афганистан в области оказания гуманитарной помощи этническим кыргызам, проживающим на Малом и Большом Памире. Под гуманитарной помощью подразумевается передача кыргызской стороной на безвоздмездной основе продуктов питания, одежды, обуви, медикаментов и других материально-бытовых необходимостей афганским кыргызам, а также направление медицинских работников для оказания медицинской помощи, обучение детей афганских кыргызов в образовательных организациях Кыргызской Республики. Данный проект Соглашения направлен на согласование соответствующим государственным органам.

 

Международное сотрудничество и мероприятия

25 января 2019 года прошло заседание Правительства, на котором был обсужден вопрос о текущей ситуации в миграционной сфере. С соответствующим докладом выступил председатель Государственной службы миграции при Правительстве Кыргызской Республики Болотбек Ибраимжанов.

Также, Премьер-министр Кыргызской Республики МухаммедкалыйАбылгазиев в ходе заседания подробно остановился на актуальных проблемах в миграционной сфере. Премьер-министр отметил, что согласно проведенным исследованиям к актуальным миграционным проблемам можно отнести: совершенствование законодательной базы в данной сфере, защиту прав и интересов трудовых мигрантов, обеспечение соблюдения законодательства, пребывающими иностранными гражданами и четкое разграничение ответственности государственных органов, работающих в сфере внешней миграции.

Глава Правительства также подчеркнул особую важность цифровизации миграционной сферы для эффективного межведомственного взаимодействия по данному вопросу.

В этой связи Премьер-министр отметил необходимость улучшения системного взаимодействия посредством «Единой системы учета внешней миграции» и потребовал от руководителей государственных органов обеспечить полное подключение к ней.

Кроме того, в целях урегулирования миграционных процессов было сказано о необходимости усиления национальной безопасности государства, предоставления объективной информации о текущей ситуации в миграционной сфере и оказания поддержки и содействия детям мигрантов.

 

По итогам обсуждений задействованным министерствам и ведомствам были даны соответствующие поручения.

В рамках Совета сотрудничества тюркоязычных государств(ССТГ) с 7 по 9 февраля 2019 года в г. Баку, Азербайджан прошло «5-е заседание рабочей группы Тюркского совета по делам диаспор», на котором приняли участие представители ГСМ. В заседании приняли участие представители ССТГ, Турции, Азербайджана, Кыргызстана и Казахстана. Основным направлением заседания был обмен опытом и презентация проделанной работы. По итогам заседаний был утвержден План мероприятий на 2019 год.

Также в рамках Алматинского процесса по защите беженцев и международной миграции в г. Душанбе, Таджикистан с 12-13 февраля 2019 года прошло первое заседание технической экспертной группы, на которм также  приняли участие представители ГСМ. В совещании приняли участие 14 делегатов из государств-членов Алматинского процесса (Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан), а также 14 представителей Секретариата (Международная организация по миграции (МОМ) и Управление Верховного комиссара Организации Объединённых Наций по делам беженцев (УВКБ). Ключевыми направлениями заседания был диалог экспертов о роли Алматинского процесса в региональных вопросах миграции, его актуальности в повестке дня каждой из стран, а также будущих перспективах развития.

При поддержке УНП ООН, с 26 февраля по 1 марта 2019 года кыргызская делегация во главе с заместителем председателя Государственной службы миграции Токтоболотовым С.Н. и с участием представителей МВД КР провели встречи в Республике Турция с Генеральным директором Генеральной дирекции международной трудовой силы Министерства труда, социальных услуг и семьи Турецкой Республики, руководителем Ассоциации турецких частных агентств занятости, главой управления Генеральной дирекции по миграции МВД Турецкой Республики по провинции Анталия и главой Криминальной полиции провинции Анталия. В ходе встреч были обсуждены вопросы взаимного пребывания граждан двух государств, осуществляющих трудовую деятельность, налаживания сотрудничества в области разработки миграционной политики, предупреждения нерегулируемой миграции, незаконного ввоза мигрантов, рисков торговли людьми и незаконной эксплуатации.

Так же, в ходе поездки делегация встретилась с активистами из числа трудовых мигрантов - граждан Кыргызской Республики и представителями кыргызской диаспоры.

Стоит отметить, что встречи проведены в целях реализации Программы Правительства Кыргызской Республики по борьбе с торговлей людьми на 2017-2020 годы.

1 марта 2019 года в г.Бишкек был проведенКруглый стол "Выработка комплексной долгосрочной миграционной политики в Кыргызской Республике", организованный и проведенный ООН, в рамках всех институтов и программ реализуемых в Кыргызской Республике, с участием экс-президента Кыргызской Республики, депутатов Жогорку Кенеша, представителей государственных органов, международных организаций и гражданского общества. По итогам круглого стола был выработан комплекс предложений для включения в программу Правительства по регулированию миграционных процессов в Кыргызской Республике.

Также, с 18.03.2019 года по 20.03.2019 года, в целях урегулирования сложившейся ситуации и обеспечения защиты прав граждан Кыргызской Республики, находящихся  в Республике Саха (Якутия), в городе Якутск пребывала кыргызстанская делегация во главе с Заместителем председателя ГСМ Токтоболотовым С.Н.Кыргызстанская делегацияпровела встречу с председателем Правительства  Борисовым Ф.М., а также с Министром по внешним связям и делам народов Республики Саха (Якутия) Кириллиным Г.В. Также состоялась встреча с главой (мэром) города Якутск - С.В. Авксентьевой. В ходе встречи состоялся обмен информацией о текущей ситуации, обсуждены вопросы дальнейшего взаимодействия по урегулированию возникшей ситуации. С. Авксентьева сообщила, что ситуация в г.Якутск взята под контроль и гарантировала обеспечение безопасности граждан Кыргызской Республики, проживающих в Якутске. Но при этом проинформировала о необходимости проведения работы по искоренению элементов незаконной миграции.

В целях освещения деятельности Государственной службы миграции при Правительстве Кыргызской Республики (далее – Госслужбы миграции) и проводимых работах в области миграции, в течение I-квартала 2019 года была проведена следующая работа.

Одной из важных и основных форм взаимодействия со СМИ остаются пресс-конференции и выступления в средствах массовой информации руководителей Госслужбы миграции и структурных подразделений. За январь-март 2019 года организованы пресс-конференции по освещению нижеуказанных тем:

 

Частные агентства занятости и выплаты по Грузу -200

29 января 2019 года

 

Разъяснения правил пребывания на территории в РФ

12 февраля 2019 года

О вопросах трудоустройства граждан Кыргызской Республики в Республике Корея

26 февраля 2019 года

Об итогах поездки кыргызской делегации в Турецкую Республику

06 марта 2019 года

Миграционная амнистия-2019

03 апреля 2019 года

 

Вместе с тем, были организованы порядка 60 прямых эфиров, репортажей и интервью по наиболее актуальным темам в сфере миграции, таких как:

  • о правах и обязанностях граждан Кыргызской Республики, выезжающих за рубеж, в том числе в Российскую Федерацию;
  • о положении мигрантов в странах ЕАЭС;
  • о возможностях трудоустройства в Турецкой Республике и Республике Корея через ИКЦ и ЧАЗы;
  • о предотвращении и борьбе с торговлей людьми;
  • о работе с соотечественниками в рамках инициативы «Мекен-карт»;
  • о положении граждан Кыргызской Республики в Республике Саха (Якутия);
  • об итогах кыргызско-российских договоренностей в ходе визита Президента В.В.Путина в Кыргызскую Республику;
  • о «миграционной амнистии» и списка граждан Кыргызской Республики, въезд которым на территорию РФ запрещена.

Стоит отметить, что в целях освещения работы уполномоченных органов в области миграции о деятельности по выявления иностранных граждан и лиц без гражданства, осуществляющих трудовую деятельность в Кыргызской Республике незаконно, на постоянной основе проводятся выездные рейды совместно с гражданскими активистами и представителями СМИ.

За отчетный период было произведено 5 выездных проверок в предприятия, в которых привлекались иностранные граждане. Данное мероприятие также получило широкое освещение в СМИ.

Кроме того, в рамках реализации Концепции повышения правовой культуры населения Кыргызской Республики на 2016-2020 годы, а также в целях информирования населения по вопросам легального трудоустройства за рубежом и правил выезда граждан Кыргызской Республику за границу, сотрудниками Госслужбы миграции при Правительстве Кыргызской Республики с 25 по 28 марта т.г. проведены выездные лекции в городе Ош.

Лекции проводились специалистом отдела правового обеспечения и международного сотрудничества М. Туларбеккызы и главным специалистом Информационно-консультационного центра при Госслужбе миграции ЖандарбекАйтназаров в следующих учебных заведениях:

  • Ошский Государственный университет;
  • Ошский технологический университет им. М.М. Адышева;
  • Профессиональный лицей №12;
  • Профессиональный лицей №16.

Участие в лекциях приняли студенты старших курсов, а также преподаватели.