Департамент внешней миграции

при Министерстве иностранных дел Кыргызской Республики

Отчет Государственной службы миграции при Правительстве Кыргызской Республики о проделанной работе за 1 полугодие 2019 года

  • 14 Дек 2019
  • 668
  • 0

Трудовая миграция

В трудовой миграции находится свыше 776 тыс. человек. По данным Главного управления по вопросам миграции МВД РФ в 2019 г. на миграционном учете в РФ состоит 686 тысяч граждан КР.

Согласно оценочным данным в Казахстане – 25 тыс., в Южной Корее 15 – тыс., в Турции – 30 тыс., в других странах дальнего зарубежья (Европа, США, Ближний Восток, Азия и т.д.) – более 20 тыс. человек.

Положительным в трудовой миграции является то, что граждане КР, не трудоустроившиеся на родине, имеют возможность выезжать и зарабатывать за рубежом. По данным Национального банка Кыргызской Республики, в январе — мае 2019 года объем денежных переводов в Кыргызстан достиг $934,8 миллиона. По сравнению с первыми пятью месяцами 2018-го показатель сократился на $37,5 миллиона.

Более 90% денежных переводов приходится на Россию — $916,8 миллиона. На втором месте по объему переводов США — $12,2 миллиона. Из других стран в Кыргызстан перечислили еще $5,5 миллиона.

По представленным данным СКПВ СНГ (Совет командующих пограничными войсками СНГ), на май 2018 года число лиц имеющих запрет на въезд на территорию РФ составляло 70 204, по состоянию на 1 июля 2019 года число лиц с ограниченным въездом составляет 64 792.

 

Таблица 1

Годы количество на начало отчётного периода количество на конец отчётного периода Сокращение

2015 118 435 110 224 8 211

2016 110 224 106 029 4 195

2017 106 029 77 702 9 447

2018 74 541 65 532 9 009

2019 68 033 Июль 2019 года 64 792 3 241

 

В рамках реализации кыргызско-российских договоренностей, достигнутых на уровне Глав двух государств, российской стороной были приняты решения о предоставлении преференций в отношении отдельных категорий граждан Кыргызской Республики, с 22 марта по 22 апреля 2019 года объявлена «миграционная амнистия». "Миграционная амнистия" коснулась граждан КР, находящихся и пребывающих с нарушениями миграционного законодательства на территории России, это порядка 200 тысяч человек. Российской стороной были предоставлены списки свыше 130 тысяч граждан КР, которые имели возможность выйти из статуса нарушителей (нелегалов - "группа риска") на территории России и перейти на легальный статус пребывания. Кроме того по итогам официального визита Президента РФ Путина В.В. в Кыргызскую Республику получена беспрецедентная возможность для кыргызских мигрантов в рамках проведения "миграционной амнистии" осуществить легализацию своего статуса без выезда с

территории России, путем обращения непосредственно в территориальные органы МВД РФ.

Представительством Государственной службы миграции при Правительстве Кыргызской Республики в Российской Федерации (далее – Представительство) в целях проведения информационно-разъяснительной работы среди граждан Кыргызской Республики в рамках данной “миграционной амнистии”, а также о правилах пребывания в Российской Федерации, об изменениях в миграционных законодательствах Российской Федерации были проведены 52 встреч с соотечественниками, где были распространены 8560 шт. памяток, также были организованы 5 встреч с представителями государственных органов РФ, дано 10 интервью в СМИ.

14 мая 2019 года состоялась встреча кыргызской стороны с первым заместителем начальника Главного управления по вопросам миграции ГУВМ МВД России А.В Краюшкиным об итогах проведенной миграционной амнистии с 22 марта по 22 апреля 2019 года.

В ходе проведения данной “миграционной амнистии” из списка граждан, которым не разрешен въезд в РФ было исключено 999 граждан Кыргызской Республики. В рамках безвыездной легализации в отделы по вопросам миграции (ОВМ) обратились порядка 1400 человек. При этом информаций по общей численности граждан, находящихся в настоящее время в «черном списке», а также легализованных путем выезда за пределы РФ, российской стороной не было представлено.

Представительством по защите законных прав и интересов трудящихся из Кыргызстана за 6 месяцев 2019 года (08.01.2019 года по 28.06.2019 года) проделана следующая работа.

За отчетный период сотрудниками Представительства при личном приеме, а также по телефону проконсультировано 3476 граждан по вопросам миграционного законодательства Российской Федерации.

Направлены 55 писем в Главное управление по вопросам миграции МВД РФ от 91 граждан Кыргызской Республики по снятию ограничения для въезда на территорию Российской Федерации. По итогам рассмотрения обращений граждан ГУВМ МВД РФ 22 гражданам Кыргызской Республики были сняты ограничения во въезде на территорию Российской Федерации.

В Представительство за вышеуказанный период поступило 488 обращений по невыплате заработной платы 1744 гражданам Кыргызской Республики на сумму 94 млн 297 тыс. 500 руб. В результате проведенных сотрудниками Представительства мероприятий (выездов и переговоров, переписки) вышеуказанным гражданам выплачено – 28 млн. 093 тыс. 500 рублей.

Справка: Общая сумма задолженности по невыплате заработной платы рассчитаны исходя из указанных сумм в обращениях граждан Кыргызской Республики. Как показывает практика, при уточнении задолженности с работодателями, сумма фактической задолженности зачастую ниже, чем они указывают в заявлении. Имеются случаи, когда работодатели из заработной платы заявителей удерживают штрафы за нарушение трудового распорядка (невыход на работу, опоздание, материальный ущерб и т.д.).

За первое полугодие Представительством проведены 239 мероприятий (встречи, переговоры, интервью), из них:

- проведены 31 встреча с представителями кыргызской диаспоры;

- проведены 19 встреч с представителями государственных органов Российской Федерации;

- проведены 78 соотечественниками, осуществляющими трудовую деятельность в Российской Федерации и работодателями;

- количество проведенной информационно-консультативной работы 71;

- проведены 15 выездов в Центры временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России;

- приняли участие в 5круглых-столах, конференциях; встречи

- проведено 6 выездов в больницы

- сотрудниками Представительства даны 14 интервью в СМИ;

 

В составе Государственной службы миграции при Правительстве Кыргызской Республики функционирует Информационно-консультационный центр (далее – ИКЦ).

В рамках мероприятий по обеспечению граждан возможностью достойной самореализации в трудовой деятельности, ИКЦ оказывает содействие в трудоустройстве безработных граждан в следующих странах ближнего и дальнего зарубежья: Российской Федерации, Республике Казахстан, Республике Корея и Турецкой Республике. Ведется комплексная работа по обеспечению граждан возможностью оптимальной самореализации в трудовой деятельности и исключению негативных действий, последствий сопутствующих трудовую миграцию в современном мире.

Во исполнение Программы содействия занятости населения и регулирования внутренней и внешней трудовой миграции до 2020 года объявленного Президентом Годом развития регионов и цифровизации страны, в рамках деятельности ИКЦ проводятся информационные работы в регионах по повышению информированности граждан к доступам предоставляемым государственным услугам.

Всего на 1 июля 2019 года в ИКЦ получили консультацию 21 946 человек, из них 6 691 женщин, трудоустроено 5 331 человек, из них 2 432 женщин

С 8 января 2019 года проведено 9 заседаний межведомственной комиссии по рассмотрению документов и выдаче разрешений на право трудоустройства граждан Кыргызской Республики за рубежом. В ИКЦ поступило 72 обращения по вопросам выдачи разрешения на право трудоустройства граждан Кыргызской Республики за рубежом.

ИКЦ созданы благоприятные условия для работы частных агентств по трудоустройству за рубежом. Так, на сегодняшний день 115 участников рынка предоставляют гражданам услуги в соответствии с законодательством Кыргызской Республики по трудоустройству в 18 странах, в том числе в следующих странах: Российская Федерация, Республика Казахстан, Республика Корея, ОАЭ, Турецкая Республика, Германия, Польша, Болгария, Чехия и др.

За отчетный период при содействии 115 частных агентств смогли найти работу за рубежом 5507 граждан КР (2056 женщин).

Деятельность частных агентств создает дополнительные рабочие места в Кыргызской Республике и обеспечивает соответствующие поступления в бюджет Кыргызской Республики. С января 2019 года до июля 2019 года в доход республиканского бюджета за выдачу разрешительных документов поступило 384000 сомов. По состоянию на 1 июля 2019 года сумма депозитных средств составило порядка 4000000 сомов.

Кроме того, ИКЦ осуществляет выплату компенсаций транспортных расходов по перевозке на родину тел граждан Кыргызской Республики, умерших в период осуществления ими трудовой деятельности за пределами нашей страны. Так, за отчетный период в ИКЦ поступило 156 материалов по выплате компенсации расходов, связанных с доставкой в Кыргызскую Республику тел граждан Кыргызской Республики, по 3 материалам отказано в связи истечением срока обращение и по 1 материалу в связи отсутствием нотариально заверенной

доверенности от близкого родственника или от лица осуществившего оплату непосредственных расходов, связанных с транспортировкой в Кыргызскую Республику тела гражданина Кыргызской Республики, по 1 материалу в связи с повторным обращением (ранее выплачено), и по 2 материалу в связи с несоответствием данных предоставленных документов.

Было проведено 39 заседаний комиссии по компенсации расходов связанных с доставкой в Кыргызскую Республику тел граждан Кыргызской Республики. В соответствии с Инструкцией «О порядке единовременной выплаты на расходы по репатриации тел граждан Кыргызской Республики, умерших за рубежом, утвержденной постановлением Правительства Кыргызской Республики от 16 мая 2018 года № 236, компенсационные выплаты произведены по 149 материалам на общую сумму в размере 7 440 415,10 сомов

 

Кайрылманы

За I полугодие 2019 года проведены 7 заседания комиссии по рассмотрению ходатайств этнических кыргызов на получение статуса кайрылмана, по итогма которых 224 этническим кыргызам предоставлен статус кайрылмана.

 

Баткен Бишкек Джалал-Абад Ош обл. г.Ош Нарын Чүй Ысык-Көл Талас Итого

4 44 3 9 14 6 143 - 1 224

 

Как показывает анализ, преобладающее большинство переселяющихся этнических кыргызов оседают в Чуйской области и городе Бишкек.

В разрезе стран прибытия этнических кыргызов, удостоверения кайрылман выданы: Узбекистан – 66, Таджикистан – 139, Китай – 5, лицам без гражданства – 3, другие страны - 1.

По сравнению с аналогичным периодом 2018 года количество выданных (441) удостоверений за I полугодие 2019 года составляет 50,7% от него.

За 1 квартал 2019 года по данным ДРН ГРС 977 этнических кыргызов получили гражданство Кыргызской Республики. По странам исхода: Республика Узбекистан – 188, Республика Таджикистан – 739, РФ – 28, Казахстан – 10, КНР – 3, Иран – 1, АКШ – 1, Великобритания – 1 и ЛБГ – 6.

 

Беженцы

Численность беженцев на территории Кыргызской Республики по состоянию на 1 июля 2019 года составляет 203 чел., в том числе, из Афганистана – 87 чел., других стран - 116 чел. Численность ходатайствующих о статусе беженца (лиц, ищущих убежище) составляет 138 чел.

В январе-июне2019 года в соответствии с законодательством Кыргызской Республики проведены следующие процедурные работы:

- зарегистрировано 49 ходатайство о предоставлении статуса беженца от 64-х иностранных граждан;

- проведено 18 собеседований с ходатайствующими (лицами, ищущими убежище);

- приняты решения по 31 ходатайствам о предоставлении статуса беженца (47 чел.), из которых признаны беженцами по 10 ходатайствам (17 чел.), отказано в предоставлении статуса беженца по 11 ходатайствам (18 чел.), прекращено рассмотрение 10 ходатайств (12 чел.).

В указанный период осуществлялась деятельность по обеспечению документами беженцев и лиц, ищущих убежище. Так, в установленном порядке:

- выданы 13 удостоверений беженца, 120 Свидетельств о регистрации ходатайства о предоставлении статуса беженца;

- проведена перерегистрация 64 беженцев (продлены сроки удостоверений беженца) и 129 заявителей на статус беженца (продлены сроки Свидетельств о регистрации ходатайства).

С целью осуществления установленных процедур по определению статуса беженца также проводились меры по проверке предоставленных сведений и документов лиц, ищущих убежище.

В отчетный период заявления об отмене отрицательного решения уполномоченного органа в предоставлении статуса беженца рассмотрены на 60 судебных процессах: первой инстанции (12), второй инстанции (34), высшей инстанции (14).

 

Разрешение на работу иностранным гражданам

По итогам анализа II полугодия 2019 года установленная квота составляет 8204 иностранных специалистов или 47,1% от утвержденной Правительством Кыргызской Республики квоты на 2019 год-17410, в т.ч. индивидуальным предпринимателям – 562чел.

В разрезе регионов КР трудовая квота выглядит следующим образом:

- г. Бишкек – 41,2%;

- Жалал-Абадской области – 26,3%;

- Чуйской области – 16%;

- Ошской области – 5,6%;

- г. Ош – 4,7%;

- Баткенская области – 1,2%;

- Иссык-Кульской области – 1,8%;

- Нарынской область – 2,8%;

- Талаской область – 0,4 %.

По отраслям экономики картина выглядит следующим образом:

- по промышленности и строительству – 43,8%;

- по сельскому хозяйству – 1,7%;

- по энергетике, геологоразведки, горнорудной промышленности – 26,9%;

- по торговли, общепиту и прочим услугам –20,2%

- по здравоохранению, образованию, науке и культуре – 7,1%;

- по кредитованию и банковскому сектору – 0,3%.

Представители из 78 стран мира, получили разрешения на привлечение иностранной рабочей силы, наибольшее количество получили граждане КНР – более 77,8% или 6379 иностранных специалистов, граждане Турецкой Республики – 6,5% или 534 чел., граждане Республики Корея – 2,4% или 198 чел., Пакистана – 1,9% или 155 чел., граждане Республики Узбекистан – 1,3% или 107 чел. и т.д.

За II полугодие 2019 года за разрешительные документы поступило денежных средств в Республиканский бюджет на сумму 50,1 млн. сомов, в т.ч. за разрешение на привлечение иностранной рабочей силы – 4,5 млн. сом, за разрешение на работу иностранным гражданам – 29 млн. сом и от индивидуальных предпринимателей – 16,5 млн. сом.

В связи с увеличением тарифа на оплату за разрешительные документы на основании постановления Правительства Кыргызской Республики № 159 от 15.04.2019 г., только за май и июнь месяцы текущего года дополнительно поступило денежных средств на сумму 26,0 млн. сомов.

Вместе с тем, на основании постановления Правительства Кыргызской Республики № 175 от 16.04.2019 г., аннулирована не использованная трудовая квота 719 иностранным специалистам.

Кроме того, на основании вышеуказанного постановления была установлена трудовая квота 14 высококвалифицированным специалистам, сроком на 3 года.

Сравнительный анализ с аналогичным периодом прошлого года показал, что количество обратившихся юридических и физических лиц для получения разрешений на привлечение иностранной рабочей силы, а также разрешений на работу для осуществления трудовой и индивидуальной предпринимательской деятельности на территории Кыргызской Республики значительно возросло.

 

Статус иммигранта (постоянный вид на жительство)

За 1 полугодие 2019 года была проведено 2 заседания межведомственной комиссии по рассмотрению и решению дел по ходатайствам иностранных граждан и лиц без гражданства о предоставлении статуса иммигранта в Кыргызской Республике и аннулировании постоянного вида на жительство в Кыргызской Республике, по итогам которого статус иммигранта был выдан 45 иностранным гражданам и лицам без гражданства.

 

Совершенствование законодательства и разработка нормативно- правовых актов

Государственной службой миграции был разработан проект новой редакции Закона Кыргызской Республики «Об основах государственной политики по поддержке соотечественников за рубежом». Изменения в первую очередь коснулись структуры упомянутого Закона, четкого определения субъектов реализации Закона и их функций, а также включение новых понятий, таких как «диаспора», «диаспоральная организация» и «выходцы из Кыргызской Республики».

Также Государственной службой миграции для рассмотрения и вынесения заключения был получен проект Закона КР «О статусе гражданина кыргызстанского происхождения», инициированный депутатом ЖК КР М.Э. Мавляновой. Для всестороннего рассмотрения проекта Закона КР, ГСМ была создана межведомственная рабочая группа, с участием депутатов ЖК, представителей министерства и ведомств. В рамках рабочей группы было принято решение об объединении проекта Закона КР «О статусе гражданина кыргызстанского происхождения» и Национальной инициативы «Мекен-карт» в один законопроект, в котором предоставление «статуса гражданина кыргызстанского происхождения» будет документироваться «Мекен-карт».

В связи с чем, в начале февраля месяца, с учетом важности и большого объема работы, Государственной службой миграции было инициировано создание межведомственной рабочей группы с участием депутатов ЖК КР (М.Э.Мавлянова и Э.С.Тагаев), заинтересованных министерств и ведомств (МИД, МЗ, МКИТ, МЭ, МСХППМ, МВД, МТСР, ГПС, ГРС, ГНС, ГТС, СФ, ГСМ), а также представителей ассоциации «Замандаш», НИСИ и МОМ ООН в КР.

По итогам заседаний рабочей группы был доработан проект депутата ЖК КР М.Э.Мавляновой с учетом замечаний и предложений членов рабочей группы. Так, было принято решение, что гражданин кыргызстанского происхождения будет документироваться Мекен-картой, в связи с чем было принято решение о внедрении основных положений Национальной инициативы “Мекен-карт” в законопроект депутата ЖК М.Э. Мавляновой о статусе гражданина кыргызского происхождения.

26 июня 2019 года проект Закона КР «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики», инициированный депутатом ЖК КР М.Э.Мавляновой с включением в него концепции Национальной инициативы «Мекен-карт» был принят в первом чтении.

 

Разработка Концепции миграционной политики.

По распоряжению руководителя Аппарата Правительства КР от 6 мая 2019 года была создана рабочая группа при ГСМ с участием представителей системы ООН в КР, МОМ в КР и государственных органов по разработке проекта Концепции миграционной политики. 20 июня 2019 года было проведено обсуждение проекта (драфта) на заседании рабочей группы. Проект концепции в настоящее время проходит обсуждение в рабочей группе и готовится к процедуре согласования по государственным органам.

 

В сфере международного сотрудничества.

В целях упорядочения процесса оказания гуманитарной помощи и налаживания тесного контакта с этническими кыргызами - жителями Малого и Большого Памира Исламской Республики Афганистан, разработан проект Соглашения между Правительством Кыргызской Республики и Правительством Исламской Республики Афганистан, которое в последующем будет являться юридической основой взаимодействия между Правительством Кыргызской Республики и Правительством Исламкой Республики Афганистан в области оказания гуманитарной помощи этническим кыргызам, проживающим на Малом и Большом Памире. Под гуманитарной помощью подразумевается передача кыргызской стороной на безвоздмездной основе продуктов питания, одежды, обуви, медикаментов и других материально-бытовых необходимостей афганским кыргызам, а также направление медицинских работников для оказания медицинской помощи, обучение детей афганских кыргызов в образовательных организациях Кыргызской Республики. Данный проект Соглашения направлен на согласование соответствующим государственным органам.

 

Проект Соглашения между Правительством Кыргызской Республики и Правительством Республики Казахстан в области миграции.

В июне 2019 разработанный Правительством РК Проект Соглашения в области миграции между Правительством КР и Правительством РК прошел процедуру согласования между министерствами и ведомствами КР. В данный момент с учетом рассмотрения поступивших предложений и замечаний готовится на направление казахской стороне.

Организована работа по взаимодействию с государственными органами иностранных государств, международными сообществами и международными организациями, по мониторингу совместных международных проектов, по совершенствованию международно-договорной базы Кыргызской Республики в сфере миграции.

Осуществлялась системная работа по взаимодействию с сообществами СНГ, ШОС, ОДКБ и ЕАЭС в рамках совещательных органов и рабочих групп, а также в рамках межправительственных комиссий по координации торгово-экономического, научно-технического и гуманитарного сотрудничества.

20 июня 2019 года в городе Чолпон-Ата, Иссык-Кульской области было проведено 22 заседание Координационного совета, руководителей компетентных органов государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности по вопросам борьбы с незаконной миграции (КСБНМ ОДКБ). На заседании приняли участие делегации Республик: Армения, Беларусь, Таджикистан и Российской

Федерации, так же активное участие приняли заместитель Генерального секретаря ОДКБ, а также Директор бюро Международной организации по миграции в Москве.

На заседании были рассмотрены следующие вопросы:

- о состоянии миграционной ситуации в государствах - членов ОДКБ и эффективности проводимых мероприятий, направленных на противодействие незаконной миграции;

- об итогах проведения региональной операции ОДКБ «Нелегал» в 2018 году и совершенствований в форме ее проведения.

В завершении в соответствии с принятым членами КСБНМ решением Начальник Главного управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации генерал-майор полиции Казакова Валентина Львовна назначена Секретарем КСБНМ.

Очередное заседание КСБНМ ОДКБ пройдет в 2020 году на территории Российской Федерации, которая будет председательствовать в ОДКБ.

ЕАЭС. В связи с вступлением Кыргызстана в ЕАЭС актуальными становятся задачи повышения потенциала трудовых ресурсов, обеспечения равноценных условий труда и социальных гарантий для трудящихся-мигрантов в рамках единого рынка труда. За период функционирования Евразийского союза проделан немалый объем работы по реализации на общем рынке принципов свободы передвижения услуг, товаров, капитала и рабочей силы.

Государственной службой миграции при Правительстве Кыргызской Республики (далее Служба) совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами на постоянной основе осуществляется работа по внесению изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе.В частности по вопросам:

- Упрощения правил регистрации (постановки на учет) граждан государств-членов;

- Продления сроков временного пребывания (проживания) трудящегося после расторжения либо окончания трудового или гражданско-правового договора на территории государства-члена;

- Вопрос запрета на управление транспортными средствами на основании любых иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности.

- Нормативных ограничений (в частности в РФ) для трудовых мигрантов, которые по незначительным административным нарушениям миграционного законодательства могут быть выдворены или в отношении них выносится запрет на въезд на территорию Российской Федерации.

Указанные вопросы в последний раз были включены в повестку шестого заседания Консультативного комитета по миграционной политике, прошедшего в г.Ереван 20 сентября 2018 года. В настоящее время Служба инициировала новую выработанную формулировку (письмо с новыми позициями в Департамент трудовой миграции и социальной защиты ЕЭК направлен 22 февраля 2019 года №03-14/653).

Также на постоянной основе ведется работа по вопросу:

- Обеспечения обязательного медицинского страхования для членов семей трудящихся в РФ.

Существует проблема, в части предоставления медицинской помощи трудящимся и членам их семей, для решения которого требуется привести действующие нормативные акты Российской Федерации в соответствие с положением Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.

Стоит также отметить, что, некоторые проблемы трудовых мигрантов, поднимались в Консультативном комитете по функционированию внутренних рынков в рамках ЕАЭС. Где в частности предлагалось, что, существующие проблемы для трудовых мигрантов включить в перечень как не устраненных барьеров препятствующих на внутреннем рынке ЕАЭС вопросы:

- вопрос предоставления медицинской помощи трудящимися государств-членов и членам их семей в рамках системы обязательного медицинского страхования (далее – ОМС) в Российской Федерации;

- вопрос ограничивающей осуществления трудовой деятельности граждан Кыргызской Республики, а именно осуществляющих предпринимательскую и трудовую деятельность на территории Российской Федерации, непосредственно связанную с управлением транспортными средствами.

Все вышеуказанные вопросы рассматриваются в Консультативном комитете по миграционной политике, Консультативном комитете по вопросам социального обеспечения, соблюдения пенсионных прав, оказания медицинской помощи и профессиональной деятельности трудящихся государств-членов ЕАЭС, а такжев Консультативном комитете по функционированию внутренних рынков в рамках ЕАЭС, членами которых являются представители Службы.

 

Поездка в Якутию. С 18.03.2019 года по 20.03.2019 года в целях урегулирования сложившейся ситуации в Республике Саха (Якутия) заместитель председателя ГСМ при ПКР Токтоболотов С.Н., заместитель руководителя Представительства ГСМ при ПКР в РФ Галиева Ж.Д., советник Посольства КР в РФ Ниязалиев Д., сотрудник Представительства МВД КР Жороев Н., провели встречи с представителями государственных, правоохранительных органов Республики Саха (Якутия), с представителями кыргызских диаспоральных организаций, обвиняемым по делу гражданином КР Калманбек уулу Ж. а также с представителями СМИ Республики Саха (Якутия).

В ходе встреч состоялся обмен мнениями по текущей ситуации в Республике Саха (Якутия), были обсуждены вопросы по урегулированию конфликта, вопросы межэтнического взаимодействия народов проживающих в Республике Саха. Также обсуждены вопросы по ситуации в данном регионе, пути их решения, проблемы незаконной миграции и дальнейшего сотрудничества и взаимодействия по недопущению подобных ситуаций;

Поездка в Японию. С 25 по 30 мая 2019 председатель Государственной службы миграции при Правителсьтве Кыргызской Республики Ибраимжанов Б.С. осуществил поездку в Японию, где провел ряд встреч для открытия общественных представительств Государственной службы миграции при Правительстве Кыргызской Республики в городах Осака и Фукая и расширении возможностей трудоустройства граждан КР в Японии.

В ходе встречи были обсуждены вопросы содействия трудоустройства граждан КР а так же налаживание дружественных отношений двух стран в сфере трудоустройства. По итогам встречи был подписан договор об обучении граждан КР с последующим трудоустройством в учреждениях города Фукая между Информационно-консультационным центром при Госслужбе миграции КР и Международной языковой Академией города Фукая. Также состоялось открытие общественной приемной ГСМ при ПКР в г. Осака.

 

Поездка в Турцию. С 22 по 23 апреля 2019 в г. Анкара, Стамбул, Турецкая Республика состоялись консульские консультации между Министерствами иностранных дел Кыргызской Республики и Турецкой Республики.

От кыргызской стороны участие приняли следующие должностные лица (ФИО, занимаемая должность):

1. А.Имангазиев - директор Департамента консульской службы

2. С.Н.Токтоболотов – заместитель председателя ГСМ при ПКР

3. А.Кыштобаев - Первый секретарь Департамента консульской службы

4. Ч.Абдурахманов - Третий секретарь Посольства КР в Турции

5. Р.Исаков - Атташе Департамента консульской службы

По итогам переговоров достигнуты договоренности о взаимном снижении стоимости виз с 283 до 30 долларов США (для граждан КР) и с 280 до 30 долларов (для граждан ТР). Договоренность будет закреплена путем обмена вербальных нот в ходе официального визита Министра иностранных дел КР Ч.Айдарбекова в Турцию в мае т.г. (одновременно будет подготовлен проект постановления Правительства КР об установлении ставок сборов за оформление виз для граждан Турции).

Таким образом, в ходе проведенных переговоров обе стороны получили желаемые результаты: снижение стоимости виз в первую очередь отвечает интересам кыргызской стороны (количество граждан КР ежегодно получающих визы в Турцию более чем в 10 раз превышает количество граждан Турции, получающих кыргызские визы). Также будет облегчено условие пребывания граждан КР, выезжающих в Турцию на лечение (снижено финансовое бремя).

 

Противодействие незаконной миграции.

В рамках проводимой операции «Нелегал-2019» Национальным штабом из числа руководителей компетентных государственных органов Кыргызской Республикой – Государственной службы миграции при Правительстве Кыргызской Республики, Государственного комитета национальной безопасности Кыргызской Республики, Министерства внутренних дел Кыргызской Республики, Государственной службы финансовой разведки Кыргызской Республики, Государственной пограничной службы Кыргызской Республики был осуществлён мониторинг развития миграционной ситуации, проведен сбор и анализ информации об имеющихся каналах незаконной миграции, формах и методах незаконного въезда, транзита через территорию государства, подготовлен ряд управленческих решений, разработан и реализован план совместных проверочных мероприятий по выявлению и пресечению преступной деятельности организаторов незаконной миграции и торговле людьми на территории Кыргызской Республики. По результатам проведения операции ОДКБ «Нелегал-2019»:

- Выявлено нарушений миграционного законодательства - 287

- нарушений установленного порядка осуществления трудовой деятельности - 227

- По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях наложено и взыскано административных штрафов на сумму - 944 дол. США

- Возбуждено уголовных дел по выявленным в ходе операции преступлениям - 217

Основными видами правонарушений, совершаемыми иностранными гражданами являются правонарушения, связанные с нарушением порядка пребывания на территории КР выразившиеся в отсутствии регистрации либо проживании не по адресу фактической регистрации и с просроченной визой, а также нарушения, связанные с нарушением порядка привлечения и использования иностранной рабочей силы в Кыргызской Республике.

 

Предупреждение коррупции в

В рамках решения Совета безопасности Кыргызской Республики от 13 марта 2018 года по демонтажу коррупционных схем в деятельности Государственной службы миграции при Правительстве Кыргызской Республики, который состоит из 4 зон и 7 пунктов:

1. Выдача разрешений на работу для иностранных граждан и лиц без гражданства на право осуществления трудовой и индивидуальной предпринимательской деятельности на территории Кыргызской Республики;

2. Обеспечение прозрачности деятельности;

3. Выдача вида на жительство;

4. Мониторинг и контроль за деятельностью частных агентств занятости;

Все, 7 пунктов исполнены (100 %).

Сокращен список требуемых обязательных документов от заявителей при выдаче разрешений на работу до 4 документов (ПРИКАЗ № 77-НИ ОТ 30.04.2019 г.). На официальном сайте ГСМ при ПКР, информационных стендах размещены перечень необходимых документов, а также формы заявлений для получения квоты на привлечение иностранной рабочей силы, разрешения на работу для трудовой и предпринимательской деятельности, для выдачи разрешений на работу высококвалифицированным иностранным специалистам.

Внесены в действующее законодательство нормы, ограничивающей численность иностранных работников на одном хозяйствующем субъекте до 20 процентов, которые получают разрешение на работу в пределах квоты на трудовую миграцию до 1 года, в случае превышения указанного лимита работодатель уплачивает кратную государственную пошлину, определяемую Правительством Кыргызской Республики, что позволит сократить низкоквалифицированную силу. Данная норма вступила в силу в соответствие с постановлением Правительства Кыргызской Республики от 16 апреля 2019 года № 175.

Одновременно созданы благоприятные условия для привлечения высококвалифицированных специалистов, в том числе инвесторов, которые будут получать разрешение на работу вне квоты на трудовую миграцию сроком до 3 лет по упрощенному порядку.

В соответствии с Законом Кыргызской Республики «О противодействии коррупции», в целях повышения квалификации ответственных сотрудников оказывающих государственные услуги в сфере миграции 19 июня 2019 года был проведен обучающий семинар – тренинг по вопросам предупреждения коррупции, информационной открытости, соблюдения этики государственных служащих и предупреждение конфликта интересов.

На данный момент утверждены коррупциогенные должности ГСМ при ПКР постановлением №7 от 1 марта 2019 года. Составлен план ротации коррупциогенных должностей.

 

Пресс-служба.

Государственной службой миграции при Правительстве Кыргызской Республики в мае месяце 2019 года проведена работа среди населения через СМИ, а также совершены выезды в регионы Кыргызстана (Баткенская, Нарынская и Джалал-Абадскую области) по информированию населения о вопросах миграции.

Государственная служба миграции при Правительстве Кыргызской Республики, согласно поручения Вице-премьер-министра Ж. Разакова № 21-668 от 21.01.2019 года провела информационно-разъяснительную работу среди населения, а также в части инвесторов китайских компаний. Так, 06 июня 2019 года в КНИА «Кабар» проведена итоговая пресс-конференция на тему «О задачах, поставленных перед Государственной службой миграции при Правительстве Кыргызской

Республики по итогам Отчета премьер-министра Кыргызской Республики о деятельности Правительства Кыргызской Республики за 2018 год».

Даны соответствующие разъяснения для иностранных граждан в части получения разрешения на работу и об изменениях, вступивших в силу в соответствие с постановлением Правительства Кыргызской Республики от 16 апреля 2019 года № 175, а также о «Положение о порядке осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории Кыргызской Республики».

 

Проведение заседания Совета по связям с соотечественниками за рубежом при Президенте Кыргызской Республики

15 мая 2019 года в Государственную службу миграцию поступило поручение заведующего отделом внешней политики Аппарата Президента КР Д.Сыдыкова (исх.№14-578) о начале проработки организационно-протокольной и содержательной частей предстоящего первого заседания Совета по связям с соотечественниками за рубежом при Президенте Кыргызской Республики.

Была создана рабочая группа под председательством заместителя председателя Государственной службы миграции С. Токтоболотова.

Членами данной рабочей группы являются представители Аппарата Президента КР, Аппарата Правительства КР, Министерства иностранных дел, Министерства экономики КР, Государственной службы миграции и независимые эксперты.

Проведено 4 совещания рабочей группы, в ходе которых обсуждены и проработаны проекты Концепции предстоящего первого заседания Совета, повестки дня, программы заседания, а также составлен проект списка участников и приглашенных лиц. Проекты данных документов прошли предварительное согласование в Аппарате Президента КР.

20 июня 2019 года состоялось совещание у руководителя Аппарата Президента Кыргызской Республики Д.Эсеналиева по подготовке и проведению заседания Совета по связям с соотечественниками за рубежом при Президенте Кыргызской Республики, в котором были даны поручения соответствующим отделам Аппарата Президента КР и ответственным государственным органам в рамках их компетенции.

Рабочей группой через членов Совета были собраны вопросы и предложения соотечественников, проживающих за рубежом. После обработки поступивших вопросов соотечественников, они были направлены на исполнение соответствующим государственным органам. Следует отметить, что после получения ответов на вышеотмеченные вопросы планируется проведение видеоконференции с участием членов Совета и представителей заинтересованных гоорганов.

Также, для обеспечения доступной связи с членами Совета, Секретариатом Совета (Госслужба миграции) создана WhatsApp группа, где каждый участник получает возможность обсудить возникшие вопросы или поделиться мнением по деятельности Совета.

 

Заседание Правительства о миграционной ситуации. 25 января 2019 года прошло заседание Правительства, на котором был обсужден вопрос о текущей ситуации в миграционной сфере. С соответствующим докладом выступил председатель Государственной службы миграции при Правительстве Кыргызской Республики Болотбек Ибраимжанов.

Также, Премьер-министр Кыргызской Республики Мухаммедкалый Абылгазиев в ходе заседания подробно остановился на актуальных проблемах в

миграционной сфере. Премьер-министр отметил, что согласно проведенным исследованиям к актуальным миграционным проблемам можно отнести: совершенствование законодательной базы в данной сфере, защиту прав и интересов трудовых мигрантов, обеспечение соблюдения законодательства, пребывающими иностранными гражданами и четкое разграничение ответственности государственных органов, работающих в сфере внешней миграции.

Глава Правительства также подчеркнул особую важность цифровизации миграционной сферы для эффективного межведомственного взаимодействия по данному вопросу.

В этой связи Премьер-министр отметил необходимость улучшения системного взаимодействия посредством «Единой системы учета внешней миграции» и потребовал от руководителей государственных органов обеспечить полное подключение к ней.

Кроме того, в целях урегулирования миграционных процессов было сказано о необходимости усиления национальной безопасности государства, предоставления объективной информации о текущей ситуации в миграционной сфере и оказания поддержки и содействия детям мигрантов.

По итогам обсуждений задействованным министерствам и ведомствам были даны соответствующие поручения.

 

При этом необходимо продолжить решение основных проблем в сфере миграции

По внешней трудовой миграции наших граждан:

- Действующий порядок регистрации (постановки на миграционный учет по месту фактического проживания) для мигрантов в Российской Федерации, остается сложным для наших граждан. В связи с тем, что собственники жилья, предоставляющие квартиры для мигрантов, не регистрируют их официально, не желая делать официальные отчисления в бюджет. Что приводит включению мигрантов в число правонарушителей.

Кыргызская сторона в свою очередь предлагает изменить порядок РФ на уведомительный либо возложить обязанность на работодателей, однако российская сторона на поддерживает подобные инициативы.

- также одним из проблемных вопросов является отказ оформления полиса об обязательном медицинском страховании (ОМС) для членов семьи трудящихся мигрантов. В настоящее время обязательное медицинское страхование распространяется только на трудящегося. Хотя по Договору о ЕАЭС трудящимся и членам их семей полис ОМС должен предоставляться на тех же условиях, что и гражданам государства трудоустройства. Это существенно затрудняет положение детей граждан КР и отражается не только на доступе к медицинским услугам, но на доступе к дошкольным и школьным учреждениям, так как для приема в эти учреждения нужны медицинские осмотры и должны быть гарантии доступа к оказанию медицинской помощи;

- остается острым вопрос включения и вывода наших мигрантов в России в списки лиц, которым временно ограничивают въезд в РФ ("Черные списки"). Известно, что даже по незначительным административным нарушениям мигранты могут попадать в "Черные списки". Кыргызстаном предлагается ввести нормы применения выдворения и депортации и по включению в указанные списки только по грубым и неоднократным нарушениям порядка пребывания.

- также актуальным вопросом является работа наших мигрантов без заключения официальных трудовых соглашений, вследствие чего учащаются факты не выплат зарплат, отсутствие социальных пособий и отчислений.

В сфере трудовой деятельности иностранных граждан:

- остается вопрос скоординированности по осуществлению миграционного контроля за пребыванием иностранных граждан в КР, отсутствие единого уполномоченного органа, отвечающего и координирующего весь период пребывания всех категорий иностранных граждан на территории КР;

- проблемы маятниковой трудовой деятельности граждан соседних стран (Узбекистан, Таджикистан) в приграничных районах Кыргызстана. Сложилась ситуация, что большое количество граждан соседних государств могут пребывать и осуществлять трудовую деятельность на короткое время (1-3 месяцев) без учета и оформления каких-либо разрешительных документов.

В сфере работы с этническими кыргызами:

Этнические кыргызы сталкиваются с вопросами регистрации по месту пребывания, в связи с их отсутствием возникают проблемы получения статуса кайрылмана и других преференций. Предлагается регистрировать в айыл окмотах.

Также имеются жалобы на затягивание сроков получения гражданства КР, получение земельных участков, и доступа к медицинскому обслуживанию и детским учреждениям.

Кроме того, отсутствие территориальных органов у уполномоченного органа по миграции и малая штатная численность оказывают негативное влияние на эффективность и оперативность осуществления мер по регулированию миграционных процессов КР.