Департамент внешней миграции

при Министерстве иностранных дел Кыргызской Республики

Отчет Государственной службы миграции при Правительстве Кыргызской Республики о проделанной работе за 9 месяцев 2019 года

  • 14 Дек 2019
  • 499
  • 0

Трудовая миграция

            По имеющейся информации, полученной из загранучреждений Кыргызской Республики со ссылкой на соответствующие государственные органы страны пребывания, по официальным и не официальным сведениям, временно и постоянно пребывает следующее количество граждан КР:

            ̶  в Российской Федерации  ̶  709 000

            ̶  в Республике Корея  ̶  6550

            ̶  в Турецкой Республике  ̶  30 000

            ̶  в Республике Казахстан  ̶  35 000

            ̶  в ОАЭ  ̶  5500

            ̶  в ФРГ  ̶  8575

            ̶  в других странах Европы  ̶  более 10 000

            Положительным в трудовой миграции является то, что граждане КР, не трудоустроившиеся на родине, имеют возможность выезжать и зарабатывать за рубежом. По данным Национального банка КР, в январе — июле 2019 года объем денежных переводов в Кыргызстан достиг $1 миллиарда 351,1 миллиона.

            По сравнению с первыми семью месяцами 2018 года показатель сократился на $157,1 миллиона.

            Более 90 % денежных переводов приходится на Россию — $1 миллиард 324,5 миллиона. На втором месте по объему переводов США — $17,9 миллиона. Из других стран в Кыргызстан перечислили еще $8,3 миллиона.

            По представленным данным СКПВ СНГ (Совет командующих погран.войсками СНГ), на март месяц 2019 года число лиц имеющих запрет на въезд на территорию РФ составляло 68 033, по состоянию на 1 сентября 2019 года число лиц с ограниченным въездом составляет 62 339.

                                                                                Таблица 1

Годы

количество на начало отчётного периода

количество на конец отчётного периода

Сокращение

2015

118 435

110 224

8 211

2016

110 224

106 029

4 195

2017

106 029

77 702

9 447

2018

74 541

65 532

9 009

2019

68 033

сентябрь 2019 года 62 339

5 694

 

В рамках реализации кыргызско-российских договоренностей, достигнутых на уровне Глав двух государств, российской стороной были приняты решения о предоставлении преференций в отношении отдельных категорий граждан Кыргызской Республики, С 22 марта по 22 апреля 2019 года объявлена «миграционная амнистия». "Миграционная амнистия" коснулась 2 категорий граждан: граждан КР, находящихся и пребывающих с нарушениями миграционного законодательства на территории России (нелегалов -"группа риска"), это порядка 200 тысяч человек. Российской стороной были предоставлены списки свыше 130 тысяч граждан КР, которые имели возможность выйти из статуса нарушителей на территории России и перейти на легальный статус пребывания, и граждан, которые находятся в «черном списке» и не могут заехать на территорию Российской Федерации. Кроме того по итогам официального визита Президента РФ Путина В.В. в Кыргызскую Республику получена безпрецедентная возможность для кыргызских мигрантов в рамках проведения "миграционной амнистии" осуществить легализацию своего статуса без выезда с территории России, путем обращения непосредственно в территориальные органы МВД РФ.

14 мая 2019 года состоялась встреча кыргызкой стороны с первым заместителем начальника Главного управления по вопросам миграции ГУВМ МВД России А.В Краюшкиным об итогах проведенной миграционной амнистии с 22 марта по 22 апреля 2019 года.

В ходе проведения данной “миграционной амнистии” из списка граждан которым не разрешен въезд в РФ (находившиеся в «черном списке») было исключено 999 граждан Кыргызской Республики. В рамках безвыездной легализации в отделы по вопросам миграции (ОВМ) обратились порядка 1400 человек (находящиеся в "группе риска").

           

Представительством по защите законных прав и интересов трудящихся из Кыргызстана за 9 месяцев 2019 года (08.01.2019 по 27.09.2019) проделана следующая работа.

За отчетный период сотрудниками Представительства при личном приеме, а также по телефону проконсультировано 4242 граждан по вопросам миграционного законодательства Российской Федерации.

В Представительство за отчетное время поступило 731 обращений по невыплате заработной платы 2743 гражданам Кыргызской Республики на сумму 157 млн. 315 тыс. 100 руб. В результате проведенных сотрудниками Представительства мероприятий (выездов, переговоров, переписки) вышеуказанным гражданам выплачено – 53 млн. 075 тыс. 600 рублей.Справка: Общая сумма задолженности по невыплате заработной платы рассчитаны исходя из указанных сумм в обращениях граждан Кыргызской Республики. Как показывает практика, при уточнении задолженности с работодателями, сумма фактической задолженности зачастую ниже, чем они указывают в заявлении. Имеются случаи, когда работодатели из заработной платы заявителей удерживают штрафы за нарушение трудового распорядка (невыход на работу, опоздание, материальный ущерб и т.д.).

Представительством направлены 67 писем в Главное управление по вопросам миграции МВД РФ от 129 граждан Кыргызской Республики по снятию ограничения для въезда на территорию Российской Федерации. По итогам рассмотрения обращений граждан ГУВМ МВД РФ 26 гражданам Кыргызской Республики были сняты ограничения во въезде на территорию Российской Федерации.

Сотрудники Представительства приняли участие в 10 судебных заседаниях по защите законных прав 8 граждан Кыргызской Республики осуществляющих трудовую деятельность в г. Москве. Были подготовлены 14 ходатайств о восстановлении пропущенного срока на подачу апелляционной жалобы, а также подготовлены частные жалобы на постановление по делу об административном правонарушении от имени граждан Кыргызской Республики в Московский городской суд.

Также были проведены 22 выезда в отделения полиции г. Москвы, Московской области, г. Тюмень, и г. Красноярск по обращениям 46 граждан Кыргызской Республики, относительно незаконного изъятия документов и задержания граждан Кыргызской Республики сотрудниками полиции.

Оказано содействие 5 гражданину Кыргызской Республики по взысканию с работодателей компенсации за причинённый ущерб здоровью связанный с производственной травмой - в сумме 930 000 рублей.

За отчетный период Представительством проведены 282 мероприятий (встречи, переговоры, интервью), из - них:

- проведены 37 встреч с представителями кыргызской диаспоры;

- проведены 27 встреч с представителями государственных органов РФ;

- проведены 93 соотечественниками, осуществляющими трудовую деятельность в РФ и работодателями;

- количество проведенной информационно-консультативной работы -81

- проведены 18 выездов в Центры временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России;

- приняли участие в 20круглых-столах, конференциях, встречах;

- проведены 6 выездов в больницы

- даны 20 интервью в СМИ;

 

В составе Государственной службы миграции при Правительстве Кыргызской Республики функционирует Информационно-консультационный центр (далее – ИКЦ).

В рамках мероприятий по обеспечению граждан возможностью достойной самореализации в трудовой деятельности, ИКЦ оказывает содействие в трудоустройстве безработных граждан в следующих странах ближнего и дальнего зарубежья: Российской Федерации, Республике Казахстан, Республике Корея и Турецкой Республике. Ведется комплексная работа по обеспечению граждан возможностью оптимальной самореализации в трудовой деятельности и исключению негативных действий, последствий сопутствующих трудовую миграцию в современном мире.

Во исполнение Программы содействия занятости населения и регулирования внутренней и внешней трудовой миграции до 2020 года объявленного Президентом Годом развития регионов ицифровизации страны, в рамках деятельности ИКЦ проводятся информационные работы в регионах по повышению информированности граждан к доступам предоставляемым государственным услугам.

Всего на 30-сентября2019 года в ИКЦ получили консультацию 26 900 человек, из них 8 295 женщин, трудоустроено 6 842 человек, из них 3 300 женщин.

За отчетный период проведены 10 межведомственной и 1 ведомственная комиссия по рассмотрению документов и выдаче разрешений на право трудоустройства граждан Кыргызской Республики за рубежом. В ИКЦ поступило 89 обращений по вопросам выдачи разрешения на право трудоустройства граждан Кыргызской Республики за рубежом.

ИКЦ созданы благоприятные условия для работы частных агентств по трудоустройству за рубежом. Так, на сегодняшний день 116 участников рынка предоставляют гражданам услуги в соответствии с законодательством Кыргызской Республики по трудоустройству в 18 странах: Российская Федерация, Республика Казахстан, Республика Корея, ОАЭ, Турецкая Республика, Германия, Польша, Болгария, Чехия и др.

За отчетный период при содействии 116 частных агентств смогли найти работу за рубежом 6 683 граждан, из них 3 278 женщин.

Деятельность частных агентств создает дополнительные рабочие места в Кыргызской Республике и обеспечивает соответствующие поступления в бюджет Кыргызской Республики. С 8 января 2019 года до 1 сентября 2019 года в доход республиканского бюджета за выдачу разрешительных документов поступило более 400 000 сомов. По состоянию на 1 сентября 2019 года сумма депозитных средств составило более 5 000 000 сомов.

Кроме того, ИКЦ осуществляет выплату компенсаций транспортных расходов по перевозке на родину тел граждан Кыргызской Республики, умерших в период осуществления ими трудовой деятельности за пределами нашей страны. Так, за отчетный период в ИКЦ поступило 211 материалов по выплате компенсации расходов, связанных с доставкой в Кыргызскую Республику тел граждан Кыргызской Республики, по 3 материалам отказано в связи истечением срока обращение и по 1 материалу в связи отсутствием нотариально заверенной доверенности от близкого родственника или от лица осуществившего оплату непосредственных расходов, связанных с транспортировкой в Кыргызскую Республику тела гражданина Кыргызской Республики.

Были проведены 54 заседаний комиссии по компенсации расходов связанных с доставкой в Кыргызскую Республику тел граждан Кыргызской Республики. В соответствии с Инструкцией «О порядке единовременной выплаты на расходы по репатриации тел граждан Кыргызской Республики, умерших за рубежом, утвержденной постановлением Правительства Кыргызской Республики от 16 мая 2018 года № 236, компенсационные выплаты произведены по 201 материалам на общую сумму в размере 10 240 415,10 сомов.

 

Кайрылманы

            За 9 месяцев 2019 года проведены 11 заседаний комиссии по рассмотрению ходатайств этнических кыргызов на получение статуса кайрылмана, по итогам которых 315 этническим кыргызам предоставлен статус кайрылмана.

 

Баткен

Бишкек

Джалал-Абад

Ош обл.

 

г.Ош

Нарын

Чүй

Ысык-Көл

Талас

Итого

10

64

5

17

21

6

191

-

1

315

 

Как показывает анализ, преобладающее большинство переселяющихся этнических кыргызов оседают в Чуйской области и городе Бишкек.

В разрезе стран прибытия этнических кыргызов, удостоверения кайрылман выданы: Узбекистан – 92, Таджикистан – 196, Китай – 12, Афганистан – 6, лицам без гражданства – 3, другие страны – 5.

В целях оказания гуманитарной помощи жителям Малого и Большого Памира Исламской Республики Афганистан, разработан проект распоряжения Правительства Кыргызской Республики и в установленном порядке внесен в Аппарат Правительства Кыргызской Республики, утвержден распоряжениям от 19 августа 2019 года за № 301.

 

Беженцы

1.Процедурные работы и документирование

Численность беженцев на территории Кыргызской Республики по состоянию на 1 октября2019 года составляет 206 чел., в том числе, из Афганистана – 87 чел., других стран - 119 чел. Численность ходатайствующих о статусе беженца (лиц, ищущих убежище) составляет 126 чел.

За январь-сентябрь 2019 года в соответствии с законодательством Кыргызской Республики проведены следующие процедурные работы:

- зарегистрировано 64 ходатайств о предоставлении статуса беженца от 94 иностранных граждан;

- проведено 24 собеседований с ходатайствующими (лицами, ищущими убежище);

- приняты решения по 56 ходатайствам о предоставлении статуса беженца (78 чел.), из которых признаны беженцами по 14 ходатайствам (21чел.), отказано в предоставлении статуса беженца по 13 ходатайствам (20 чел.), прекращено рассмотрение 29 ходатайств (37 чел.).

В указанный период осуществлялась деятельность по обеспечению документами беженцев и лиц, ищущих убежище. Так, в установленном порядке:

- выданы 17 удостоверений беженца, 183 Свидетельств о регистрации ходатайства о предоставлении статуса беженца;

- проведена перерегистрация 90 беженцев (продлены сроки удостоверений беженца) и 155 заявителей на статус беженца (продлены сроки Свидетельств о регистрации ходатайства).

С целью осуществления установленных процедур по определению статуса беженца также проводились меры по проверке предоставленных сведений и документов лиц, ищущих убежище.

2. Обжалование в суде

В отчетный период заявления об отмене отрицательного решения уполномоченного органа в предоставлении статуса беженца рассмотрены на 81 судебных процессах: первой инстанции (17), второй инстанции (44), высшей инстанции (20).

 

Разрешение на работу иностранным гражданам

За девять месяцев 2019 года установленная квота составляет 10391 иностранных специалистов или 59,7% от утвержденной Правительством Кыргызской Республики квоты на 2019 год-17410, в т.ч. индивидуальным предпринимателям – 780 чел.

В разрезе регионов КР трудовая квота выглядит следующим образом:

-          г. Бишкек – 44,9%;

-          Жалал-Абадской области – 22,4%;

-          Чуйской области – 17,6 %;

-          Ошской области – 4,5%;

-          г. Ош – 4,9%;

-          Баткенская области – 1,1%;

-          Иссык-Кульской области – 2,0%;

-          Нарынской область – 1,9%;

-          Таласской область – 0,7 %.

По отраслям экономики картина выглядит следующим образом:

-          по промышленности и строительству – 39,0%;

-          по сельскому хозяйству – 1,6%;

-          по энергетике, геологоразведки, горнорудной промышленности – 25,4%;

-          по торговли, общепиту и прочим услугам –22,2%

-          по здравоохранению, образованию, науке и культуре – 11,6%;

-          по кредитованию и банковскому сектору – 0,2%.

Представители из 91 стран мира, получили разрешения на привлечение иностранной рабочей силы, наибольшее количество получили граждане КНР – более 73,5% или 7641 иностранных специалистов, граждане Турецкой Республики – 8% или 827 чел., граждане Республики Корея – 2,8% или 291 чел., Пакистана – 2,3% или 240 чел., граждане США – 1,6% или 171 чел., граждане Индии – 1,8% или 192 чел., граждане Вьетнама – 0,1% или 101 чел. и т.д.

За девять месяцев 2019 года за разрешительные документы поступило денежных средств в Республиканский бюджет на сумму 94,2 млн. сомов, в т.ч. за разрешение на привлечение иностранной рабочей силы – 4,5 млн. сом, за разрешение на работу иностранным гражданам – 62,3 млн. сом и от индивидуальных предпринимателей – 27,4 млн. сом.

В связи с увеличением тарифа на оплату за разрешительные документы на основании постановления Правительства Кыргызской Республики №159 от 15.04.2019 г., только за май - сентябрь текущего года дополнительно поступило денежных средств на сумму 69,6 млн. сомов.

Вместе с тем, на основании постановления Правительства Кыргызской Республики №175 от 16.04.2019 г., аннулирована не использованная трудовая квота 1303 иностранным специалистам.

Кроме того, на основании вышеуказанного постановления были выданы разрешения на работу42 высококвалифицированным специалистам, сроком на 3 года.

Сравнительный анализ с аналогичным периодом прошлого года показал, что количество обратившихся юридических и физических лиц для получения квоты на привлечение иностранной рабочей силы, а также разрешений на работу для осуществления трудовой и индивидуальной предпринимательской деятельности на территории Кыргызской Республики уменьшилось. При этом денежных поступлений от выдачи разрешений на работу значительно возросло за счет увеличения государственной пошлины согласно постановления Правительства Кыргызской Республики от 15.04.2019 г. №159.

 

Статус иммигранта (постоянный вид на жительство)

За 9 месяцев 2019 года было проведено5заседания межведомственной комиссии по рассмотрению и решению дел по ходатайствам иностранных граждан и лиц без гражданства о предоставлении статуса иммигранта в Кыргызской Республике и аннулировании постоянного вида на жительство в Кыргызской Республике, по итогам которых, статус иммигранта был выдан 165иностранным гражданам и лицам без гражданства.

            На постоянной основе ведется работа по внесению данных о выданных, продленных и аннулированных иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на работу, удостоверений кайрылмана и беженца, а также свидетельств лиц ищущих убежище в базу ЕСУВМ в рабочем режиме.

 

            Совершенствование законодательства и разработка нормативно- правовых актов

Государственной службой миграции был разработан проект новой редакции Закона Кыргызской Республики «Об основах государственной политики по поддержке соотечественников за рубежом». Изменения в первую очередь коснулись структуры упомянутого Закона, четкого определения субъектов реализации Закона и их функций, а также включение новых понятий, таких как «диаспора», «диаспоральная организация» и «выходцы из Кыргызской Республики».

Также Государственной службой миграции был получен проект Закона КР «О статусе гражданина кыргызстанского происхождения», инициированной депутатом ЖК М.Э.Мавляновой, для рассмотрения проекта Закона КР была создана межведомственная рабочая группа, в рамках которой, учитывая идентичность проекта Закона КР «О статусе гражданина кыргызстанского происхождения» и Национальной инициативы «Мекен-карт» было принято решение об объединении в один законопроект, в котором предоставление «статуса гражданина кыргызстанского происхождения» будет документироваться «Мекен-карт». Соответствующее заключение было внесено в Аппарат Правительства КР 28 марта 2019 для дальнейшего перенаправления в ЖК КР

26 июня 2019 года проект Закона КР «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики», инициированный депутатом ЖК КР М.Э. Мавляновой с включением в него концепции Национальной инициативы «Мекен-карт» был принят в первом чтении.

1-2 августа 2019 года на заседании Совета по связям с соотечественниками за рубежом при Президенте Кыргызской Республики был рассмотрен законопроект “Мекен-карт” и были озвучены ряд рекомендаций членами Совета.

10 и 18 сентября 2019 года в здании ЖогоркуКенеша Кыргызской Республики состоялась встреча по рассмотрению проекта Закона КР «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики» (Мекен-карт) и рекомендаций участников заседания Совета, организованной отделом правового обеспечения Аппарата Президента КР и депутатом ЖогоркуКенеша Кыргызской Республики М.Э. Мавляновой. На встрече приняли участие представители Аппарата Президента и соответствующих государственных органов КР.

Законопроект готовится ко второму чтению и его дальнейшее продвижение будет осуществляться инициатором  данного Законопроекта.

Службой разработан проект закона Кыргызской Республики “О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики “О беженцах” Кыргызской Республики. Законопроект согласован с соответствующими государственными органами и в настоящее время находится на рассмотрении Аппарата Правительства Кыргызской Республики.

Разработка Концепции миграционной политики. По распоряжению руководителя Аппарата Правительства КР от 6 мая 2019 года была создана рабочая группа при ГСМ с участием представителей системы ООН в КР, МОМ в КР и государственных органов по разработке проекта Концепции миграционной политики. 20 июня 2019 года было проведено обсуждение проекта (драфта) на заседании рабочей группы. Проект концепции в настоящее время проходит обсуждение в рабочей группе и готовится к процедуре согласования по государственным органам.

 

В сфере международного сотрудничества

В целях упорядочения процесса оказания гуманитарной помощи и налаживания тесного контакта с этническими кыргызами - жителями Малого и Большого Памира Исламской Республики Афганистан, разработан проект Соглашения между Правительством Кыргызской Республики и Правительством Исламской Республики Афганистан, которое в последующем будет являться юридической основой взаимодействия между Правительством Кыргызской Республики и Правительством Исламкой Республики Афганистан в области оказания гуманитарной помощи этническим кыргызам, проживающим на Малом и Большом Памире. Под гуманитарной помощью подразумевается передача кыргызской стороной на безвоздмездной основе продуктов питания, одежды, обуви, медикаментов и других материально-бытовых необходимостей афганским кыргызам, а также направление медицинских работников для оказания медицинской помощи, обучение детей афганских кыргызов в образовательных организациях Кыргызской Республики. Данный проект Соглашения направлен на согласование соответствующим государственным органам.

 

Проект Соглашения между Правительством Кыргызской Республики и Правительством Республики Казахстан в области миграции. В июне 2019 разработанный Правительством РК Проект Соглашения в области миграции между Правительством КР и Правительством РК прошел процедуру согласования между министерствами и ведомствами КР. В данный момент с учетом рассмотрения поступивших предложений и замечаний готовится на направление казахской стороне.

Организована работа по взаимодействию с государственными органами иностранных государств, международными сообществами и международными организациями, по мониторингу совместных международных проектов, по совершенствованию международно-договорной базы Кыргызской Республики в сфере миграции.

Осуществлялась системная работа по взаимодействию с сообществами СНГ, ШОС, ОДКБ и ЕАЭС в рамках совещательных органов и рабочих групп, а также в рамках межправительственных комиссий по координации торгово-экономического, научно-технического и гуманитарного сотрудничества.

20 июня 2019 года в городе Чолпон-Ата, Иссык-Кульской области было проведено 22 заседание Координационного совета, руководителей компетентных органов государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности по вопросам борьбы с незаконной миграции (КСБНМ ОДКБ). На заседании приняли участие делегации Республик: Армения, Беларусь, Таджикистан и Российской Федерации, так же активное участие приняли заместитель Генерального секретаря ОДКБ, а также Директор бюро Международной организации по миграции в Москве. На заседании были рассмотрены следующие вопросы:

            - о состоянии миграционной ситуации в государствах - членов ОДКБ и эффективности проводимых мероприятий, направленных на противодействие незаконной миграции;

            - об итогах проведения региональной операции ОДКБ «Нелегал» в 2018 году и совершенствований в форме ее проведения.

            Очередное заседание КСБНМ ОДКБ пройдет в 2020 году на территории Российской Федерации, которая будет председательствовать в ОДКБ.

ЕАЭС. В связи с вступлением Кыргызстана в ЕАЭС актуальными становятся задачи повышения потенциала трудовых ресурсов, обеспечения равноценных условий труда и социальных гарантий для трудящихся-мигрантов в рамках единого рынка труда. За период функционирования Евразийского союза проделан немалый объем работы по реализации на общем рынке принципов свободы передвижения услуг, товаров, капитала и рабочей силы.

Государственной службой миграции при Правительстве Кыргызской Республики (далее Служба) совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами на постоянной основе осуществляется работа по внесению изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе. В частности по вопросам:

- Упрощения правил регистрации (постановки на учет) граждан государств-членов;

- Продления сроков временного пребывания (проживания) трудящегося после расторжения либо окончания трудового или гражданско-правового договора на территории государства-члена;

- Вопрос запрета на управление транспортными средствами на основании любых иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности.

- Нормативных ограничений (в частности в РФ) для трудовых мигрантов, которые по незначительным административным нарушениям миграционного законодательства могут быть выдворены или в отношении них выносится запрет на въезд на территорию Российской Федерации.

Указанные вопросы в последний раз были включены в повестку шестого заседания Консультативного комитета по миграционной политике, прошедшего в г.Ереван 20 сентября 2018 года. В настоящее время Служба инициировала новую выработанную формулировку (письмо с новыми позициями в Департамент трудовой миграции и социальной защиты ЕЭК направлен 22 февраля 2019 года №03-14/653).

Также на постоянной основе ведется работа по вопросу:

- Обеспечения обязательного медицинского страхования для членов семей трудящихся в РФ.

Существует проблема, в части предоставления медицинской помощи трудящимся и членам их семей, для решения которого требуется привести действующие нормативные акты Российской Федерации в соответствие с положением Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.

            Все вышеуказанные вопросы рассматриваются в Консультативном комитете по миграционной политике, Консультативном комитете по вопросам социального обеспечения, соблюдения пенсионных прав, оказания медицинской помощи и профессиональной деятельности трудящихся государств-членов ЕАЭС, а также в Консультативном комитете по функционированию внутренних рынков в рамках ЕАЭС, членами которых являются представители Службы.

           

Поездка в Якутию. С 18.03.2019 года по 20.03.2019 года в целях урегулирования сложившейся ситуации в Республике Саха (Якутия) заместитель председателя ГСМ при ПКР Токтоболотов С.Н., заместитель руководителя Представительства ГСМ при ПКР в РФ Галиева Ж.Д., советник Посольства КР в РФ Ниязалиев Д., сотрудник Представительства МВД КР Жороев Н., провели встречи с представителями государственных, правоохранительных органов Республики Саха (Якутия), с представителями кыргызских диаспоральных организаций, обвиняемым по делу гражданином КРКалманбекуулу Ж., а также с представителями СМИ  Республики Саха (Якутия).

            В ходе встреч состоялся обмен мнениями по текущей ситуации в Республике Саха (Якутия), были обсуждены вопросы по урегулированию конфликта, вопросы межэтнического взаимодействия народов, проживающих в Республике Саха. Также обсуждены вопросы по ситуации в данном регионе, пути их решения, проблемы незаконной миграции и дальнейшего сотрудничества и взаимодействия по недопущению подобных ситуаций;

            Поездка в Японию. С 25 по 30 мая 2019 председатель Государственной службы миграции при Правителсьтве Кыргызской Республики Ибраимжанов Б.С. осуществил поездку в Японию, где провел ряд встреч для открытия общественных представительств Государственной службы миграции при Правительстве Кыргызской Республики в городах Осака и Фукая и расширения возможностей трудоустройства граждан КР в Японии .

            В ходе встречи были обсуждены вопросы содействия трудоустройства граждан КР, а также налаживание дружественных отношений двух стран в сфере трудоустройства. По итогам встречи был подписан договор об обучении граждан КР с последующим трудоустройством в учреждениях города Фукая между Информационно-консультационным центром при Госслужбе миграции КР и Международной языковой Академией города  Фукая. Также состоялось открытие общественной приемной ГСМ при ПКР в г. Осака.

            Поездка в Турцию. С 22 по 23 апреля 2019 в г. Анкара, Стамбул, Турецкая Республика состоялись консульские консультации между Министерствами иностранных дел Кыргызской Республики и Турецкой Республики.

От кыргызской стороны участие приняли следующие должностные лица (ФИО, занимаемая должность):

1. А.Имангазиев - директор Департамента консульской службы

2. С.Н.Токтоболотов – заместитель председателя ГСМ при ПКР

3. А.Кыштобаев - Первый секретарь Департамента консульской службы

4. Ч.Абдурахманов - Третий секретарь Посольства КР в Турции

5. Р.Исаков - Атташе Департамента консульской службы

            По итогам переговоров достигнуты договоренности о взаимном снижении стоимости виз с 283 до 30 долларов США (для граждан КР) и с 280 до 30 долларов (для граждан ТР). Договоренность будет закреплена путем обмена вербальных нот в ходе официального визита Министра иностранных дел КРЧ.Айдарбекова в Турцию в мае т.г. (одновременно будет подготовлен проект постановления Правительства КР об установлении ставок сборов за оформление виз для граждан Турции).

Таким образом, в ходе проведенных переговоров обе стороны получили желаемые результаты. Снижение стоимости виз в первую очередь отвечает интересам кыргызской стороны (количество граждан КР ежегодно получающих визы в Турцию более чем в 10 раз превышает количество граждан Турции, получающих кыргызские визы). Также будет облегчено условие пребывания граждан КР, выезжающих в Турцию на лечение (снижено финансовое бремя).

 

Противодействие незаконной миграции.

            В рамках проводимой операции «Нелегал-2019» Национальным штабом из числа руководителей компетентных государственных органов Кыргызской Республикой – Государственной службы миграции при Правительстве Кыргызской Республики, Государственного комитета национальной безопасности Кыргызской Республики, Министерства внутренних дел Кыргызской Республики, Государственной службы финансовой разведки Кыргызской Республики, Государственной пограничной службы Кыргызской Республики был осуществлён мониторинг развития миграционной ситуации, проведен сбор и анализ информации об имеющихся каналах незаконной миграции, формах и методах незаконного въезда, транзита через территорию государства, подготовлен ряд управленческих решений, разработан и реализован план совместных проверочных мероприятий по выявлению и пресечению преступной деятельности организаторов незаконной миграции и торговле людьми на территории Кыргызской Республики. По результатам проведения операции ОДКБ «Нелегал-2019»:

  • Выявлено нарушений миграционного законодательства – 287
  • Нарушений установленного порядка осуществления трудовой деятельности  ̶  227
  • По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях наложено и взыскано административных штрафов на сумму  ̶  944 дол. США
  • Возбуждено уголовных дел по выявленным в ходе операции преступлениям ̶  217

Основными видами правонарушений, совершаемыми иностранными гражданами являются правонарушения связанные с нарушением порядка пребывания на территории КР, выразившиеся в отсутствии регистрации, либо проживании не по адресу фактической регистрации и с просроченной визой, а также нарушения связанные с нарушением порядка привлечения и использования иностранной рабочей силы в Кыргызской Республике.

Проведение заседания Совета по связям с соотечественниками за рубежом при Президенте Кыргызской Республики

1-2 августа 2019 года в государственной резиденции «Ала-Арча» состоялось первое заседание Совета по связям с соотечественниками за рубежом при Президенте Кыргызской Республики. На заседании обсуждались актуальные вопросы и проекты нормативных правовых актов в сфере миграции.

 

            По завершении заседания было принято решение Совета, в котором дается рекомендации соответствующим государственным органам в решении актуальных вопросов соотечественников, проживающих за рубежом и рекомендации к проектам нормативных правовых актов, включенным в повестку дня заседания. Также в нём содержатся пункты для реализации членами Совета.

            В целях реализации вышеотмеченного решения Совета, Службой разработан и направлен на рассмотрение в Аппарат Президента КР проект Плана деятельности Совета на 2019-2020 годы.

            Кроме этого, изучаются рекомендации участников заседания Совета для включения в проекты НПА.

Заседание Правительства о миграционной ситуации. 25 января 2019 года прошло заседание Правительства, на котором был обсужден вопрос о текущей ситуации в миграционной сфере. С соответствующим докладом выступил председатель Государственной службы миграции при Правительстве Кыргызской Республики БолотбекИбраимжанов. 

Также, Премьер-министр Кыргызской Республики МухаммедкалыйАбылгазиев в ходе заседания подробно остановился на актуальных проблемах в миграционной сфере. Премьер-министр отметил, что согласно проведенным исследованиям к актуальным миграционным проблемам можно отнести: совершенствование законодательной базы в данной сфере, защиту прав и интересов трудовых мигрантов, обеспечение соблюдения законодательства, пребывающими иностранными гражданами и четкое разграничение ответственности государственных органов, работающих в сфере внешней миграции.

Глава Правительства также подчеркнул особую важность цифровизации миграционной сферы для эффективного межведомственного взаимодействия по данному вопросу.

В этой связи Премьер-министр отметил необходимость улучшения системного взаимодействия посредством «Единой системы учета внешней миграции» и потребовал от руководителей государственных органов обеспечить полное подключение к ней.

Кроме того, в целях урегулирования миграционных процессов было сказано о необходимости усиления национальной безопасности государства, предоставления объективной информации о текущей ситуации в миграционной сфере и оказания поддержки и содействия детям мигрантов.

По итогам обсуждений задействованным министерствам и ведомствам были даны соответствующие поручения.

 

При этом необходимо продолжить решение основных проблем в сфере миграции

            По внешней трудовой миграции наших граждан:

            - Действующий порядок регистрации (постановки на миграционный учет по месту фактического проживания) для мигрантов в Российской Федерации, остается сложным для наших граждан. В связи с тем, что собственники жилья, предоставляющие квартиры для мигрантов, не регистрируют их официально, не желая делать официальные отчисления в бюджет. Что приводит включению мигрантов в число правонарушителей.

Кыргызская сторона в свою очередь предлагает изменить порядок РФ на уведомительный либо возложить обязанность на работодателей, однако российская сторона на поддерживает подобные инициативы.

            - также одним из проблемных вопросов является отказ оформления полиса об обязательном медицинском страховании (ОМС) для членов семьи трудящихся мигрантов. В настоящее время обязательное медицинское страхование распространяется только на трудящегося, хотя по Договору о ЕАЭС трудящимся и членам их семей полис ОМС должен предоставляться на тех же условиях, что и гражданам государства трудоустройства. Это существенно затрудняет положение детей граждан КР и отражается не только на доступе к медицинским услугам, но и на доступе к дошкольным и школьным учреждениям, так как для приема в эти учреждения нужны медицинские осмотры и должны быть гарантии доступа к оказанию медицинской помощи;

            - остается острым вопрос включения и вывода наших мигрантов в России в списки лиц, которым временно ограничивают въезд в РФ ("Черные списки"). Известно, что даже по незначительным административным нарушениям мигранты могут попадать в "Черные списки". Кыргызстаном предлагается ввести нормы применения выдворения и депортации и по включению в указанные списки только по грубым и неоднократным нарушениям порядка пребывания.

            - также актуальным вопросом является работа наших мигрантов без заключения официальных трудовых соглашений, вследствие чего учащаются факты невыплат зарплат, отсутствие социальных пособий и отчислений.

В сфере трудовой деятельности иностранных граждан:

            - остается вопрос скоординированности по осуществлению миграционного контроля за пребыванием иностранных граждан в КР, отсутствие единого уполномоченного органа, отвечающего и координирующего весь период пребывания всех категорий иностранных граждан на территории КР;

            - проблемы маятниковой трудовой деятельности граждан соседних стран (Узбекистан, Таджикистан) в приграничных районах Кыргызстана. Сложилась ситуация, что большое количество граждан соседних государств могут пребывать и осуществлять трудовую деятельность на короткое время (1-3 месяцев) без учета и оформления каких-либо разрешительных документов.

В сфере работы с этническимикыргызами:

Этнические кыргызы сталкиваются с вопросами регистрации по месту пребывания, в связи с их отсутствием возникают проблемы получения статуса кайрылмана и других преференций. Предлагается регистрировать их в айылокмотах.

Также имеются жалобы на затягивание сроков получения гражданства КР, получение земельных участков, и доступа к медицинскому обслуживанию и детским учреждениям.

Кроме того, отсутствие территориальных органов у уполномоченного органа по миграции и малая штатная численность оказывают негативное влияние на эффективность и оперативность осуществления мер по регулированию миграционных процессов КР.