Департамент внешней миграции

при Министерстве иностранных дел Кыргызской Республики

Отчет Государственной службы миграции при Правительстве Кыргызской Республики о проделанной работе за 2019 год

  • 14 Дек 2019
  • 794
  • 0

Трудовая миграция

            По имеющейся информации, полученной из загранучреждений Кыргызской Республики со ссылкой на соответствующие государственные органы страны пребывания, по официальным и не официальным сведениям, временно и постоянно пребывает следующее количество граждан Кыргызской Республики:

            -Российской Федерации - 728000

            -Республике Корея - 6550

            - Турецкой Республике - 30000

            - Республике Казахстан - 35000

            - ОАЭ - 5500

            - ФРГ - 8575

            - других странах Европы - более 10000

            Положительным в трудовой миграции является то, что граждане Кыргызской Республики, не трудоустроившиеся на родине, имеют возможность выезжать и зарабатывать за рубежом. По данным Национального банка Кыргызской Республики в январе — ноябре 2019 года объем денежных переводов достиг - 2млрд. 192,2млн.дол.США.

            По сравнению с аналогичным периодом 2018 года показатель сократился на - 287,3млн.дол.США.

            Более 90 процентов денежных переводов приходится на Российскую Федерацию –2 млрд148,5млн.дол.США.

            По представленным данным СКПВ СНГ (Совет командующих пограничными войсками СНГ) на март 2019 года число лиц, имеющих запрет на въезд на территорию Российской Федерации составляло - 68 033человек, по состоянию на 1 декабря 2019 года число лиц с ограниченным въездом составляет –61 370 человек.

 

                                                                                Таблица 1

 

Годы

количество на начало отчётного периода

количество на конец отчётного периода

Сокращение

2015

118 435

110 224

8 211

2016

110 224

106 029

4 195

2017

106 029

77 702

28 327

2018

74 541

65 532

9 009

2019

68 033

на 1.12.2019 года

61 370

6 663

 

14 мая 2019 года состоялась встреча кыргызкой стороны с первым заместителем начальника Главного управления по вопросам миграции ГУВМ МВД России А.В Краюшкиным об итогах проведенной миграционной амнистии с 22 марта по 22 апреля 2019 года.

В ходе проведения«миграционной амнистии» из списка граждан, которым не разрешен въезд на территорию Российской Федерации (т.н. «черный список») было исключено 999 граждан Кыргызской Республики. За период ведения «миграционной амнистии» по вопросам выхода из ограничения на въезд на территорию Российской Федерацииобратились порядка 1400 человек.

 

Деятельность по противодействию торговле людьми.Государственной службой миграции при Правительстве Кыргызской Республики (далее – ГСМ) подготовлен проект постановления «О вопросах предупреждения и борьбе с торговлей людьми», который утвержден постановлением Правительства Кыргызской Республики от 5 марта 2019 года №101, где уполномоченным органом по координации деятельности по предупреждению и борьбе с торговлей людьми определена Государственная служба миграции при Правительстве Кыргызской Республики.

            Этим же постановлением утверждены Правила организации убежищ, порядок их деятельности, управления, финансирования и организации контроля за их деятельностью.

            Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 19 сентября 2019 года №493 утверждены «Национальный механизм перенаправления жертв торговли людьми» и Критерии идентификации жертв торговли людьми и ряд инструкций, создающие правовую основу регулирования механизма перенаправления жертв торговли людьми.

            Продолжается реализация Программы Правительства КР по борьбе с торговлей людьми на 2017-2020 годы. В связи с завершением сроков реализации Программы Правительства КР в 2020 году, планируется разработка новой Программы на 2021-2023/24 годы, в настоящее время формируется состав межведомственной рабочей группы.

            По предварительным данным МВД КР зарегистрировано в возбуждении уголовных дел около 20 фактов преступлений по ст.171 УК КР, по которым ведутся доследственные мероприятия.

            В рамках проведения перекрестного года Кыргызской Республики в Российской Федерации и Российской Федерации в Кыргызской Республике и в целях информирования населения по вопросам легального и безопасного пребывания граждан Кыргызской Республики за рубежом, о рисках стать жертвой торговли людьми, ГСМ достигнута договоренность с Агентством профессионально-технического образования при МОН КР (АПТО) о создании Центров домиграционной подготовки на базе профлицеев в областях.

Обучения будут проводиться по вопросам правил и порядков безопасного пребывания в государстве трудоустройства, пересечение государственной границы, заключение и расторжение трудовогодоговора, справочная информация о координатах представительств государственных органов, загранучреждений МИД КР и диаспор.

            Представительством Государственной службы миграции при Правительстве Кыргызской Республики(далее-Представительство) по защите законных прав и интересов трудящихся из Кыргызстана за 2019 год, проделана следующая работа.

За отчетный период сотрудниками Представительства при личном приеме, а также по телефону проконсультировано 5375 граждан по вопросам миграционного законодательства Российской Федерации.

В Представительство за отчетный год поступило 956 обращений по вопросам невыплаты заработной платы 3371 гражданам Кыргызской Республики на сумму 207 млн. 060 тыс. 500 рублей.В результате проведенных сотрудниками Представительства мероприятий (выездов, переговоров, переписки) вышеуказанным гражданам выплачено – 66 млн. 291 тыс. 600 рублей.

Представительством направлены 72 письма в Главное управление по вопросам миграции МВД России от 134 граждан Кыргызской Республики по снятию ограничения для въезда на территорию Российской Федерации.  По итогам рассмотрения обращений граждан ГУВМ МВД России 26 гражданам Кыргызской Республики были сняты ограничения во въезде на территорию Российской Федерации.

Сотрудники Представительства приняли участие в 12 судебных заседаниях по защите законных прав 10 граждан Кыргызской Республики, осуществляющих трудовую деятельность в г. Москве. Были подготовлены 15 ходатайств о восстановлении пропущенного срока на подачу апелляционной жалобы, а также подготовлены частные жалобы на постановление по делу об административном правонарушении от имени граждан Кыргызской Республики в Московский городской суд.

Проведено 29 выездов в отделения полиции г. Москвы, Московской области, г. Тюмень, и г. Красноярск по обращениям 64граждан Кыргызской Республики, относительно незаконного изъятия документов и задержания граждан Кыргызской Республики сотрудниками полиции.

Оказано содействие5 гражданам Кыргызской Республики по взысканию с работодателей компенсации за причинённый ущерб здоровью, связанный с производственной травмой - в сумме 930 000 рублей.

Также, за отчетный период оказано содействие в трудоустройстве 21гражданам Кыргызской Республики. Сотрудниками Представительства оказано содействие в отправке Груза-200 29 гражданам Кыргызской Республики.

За отчетный период Представительством проведено 328 мероприятия (встречи, переговоры, интервью), из - них:

- 46 встреч с представителями кыргызской диаспоры;

- 33 встречи с представителями государственных органов Российской Федерации;

- 102 встреч с соотечественниками, осуществляющими трудовую деятельность в Российской Федерации и работодателями;

- количество проведенной информационно-консультативной работы 84;

- произведены 21 выездов в Центры временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России;

- принято участие в 16 круглых-столах, конференциях, встречах;

- произведены 6 выездов в больницы;

- дано 20 интервью в СМИ.

 

В составе ГСМ функционирует Информационно-консультационный центр (далее – ИКЦ).

В рамках мероприятий по обеспечению граждан возможностью достойной самореализации в трудовой деятельности, ИКЦ оказывает содействие в трудоустройстве безработных граждан в следующих странах ближнего и дальнего зарубежья: Российской Федерации, Республике Казахстан, Республике Корея и Турецкой Республике и др. Ведется комплексная работа по обеспечению граждан возможностью оптимальной самореализации в трудовой деятельности и исключению негативных действий, последствий сопутствующих трудовую миграцию в современном мире.

Во исполнение Программы содействия занятости населения и регулирования внутренней и внешней трудовой миграции до 2020 года, также объявленного Президентом Годом развития регионов и цифровизации страны, ИКЦ проводятся информационные работы в регионах по повышению информированности граждан по доступу к государственным услугам.

Всего за отчетный 2019 год в ИКЦ получили консультацию 62 830человек, трудоустроено 7 611 человек, из них 3 604женщин.

За отчетный период проведены 10 межведомственной и 5 ведомственной комиссии по рассмотрению документов и выдаче разрешений на право трудоустройства граждан Кыргызской Республики за рубежом. В ИКЦ поступило 123 обращений по вопросам выдачи разрешения на право трудоустройства граждан Кыргызской Республики за рубежом.

ИКЦ созданы благоприятные условия для работы частных агентств по трудоустройству за рубежом. Так, на сегодняшний день 106 участников рынка предоставляют гражданам услуги в соответствии с законодательством Кыргызской Республики по трудоустройству в 18 странах: Российская Федерация, Республика Казахстан, Республика Корея, ОАЭ, Турецкая Республика, Германия, Польша, Болгария, Чехия и др.

За отчетный период при содействии частных агентств занятости смогли найти работу за рубежом 7 397граждан, из них 3580 женщин.

Деятельность частных агентств создает дополнительные рабочие места в Кыргызской Республике и обеспечивает соответствующие поступления в бюджет Кыргызской Республики. За отчетный период в доход республиканского бюджета за выдачу разрешительных документов поступило более 500000 сомов. По состоянию на 30 декабря 2019 года сумма депозитных средств составило более 10000000 сомов.

В августе 2019 года были внесены изменения в Положения «О порядке осуществления деятельности по трудоустройству граждан КР за рубежом» от 16 апреля 2019 года №175.

На сегодняшний день проект Положения прошел межведомственное согласование и внесен на рассмотрение в Аппарат Правительства Кыргызской Республики.

Кроме того, ИКЦ осуществляет выплату компенсаций транспортных расходов по перевозке на родину тел граждан Кыргызской Республики, умерших в период осуществления ими трудовой деятельности за пределами нашей страны. Так, за отчетный период в ИКЦ поступило 295 материалов по выплате компенсации расходов, связанных с доставкой в Кыргызскую Республику тел граждан Кыргызской Республики.

Были проведены 81заседаний комиссии по компенсации расходов связанных с доставкой в Кыргызскую Республику тел граждан Кыргызской Республики. В соответствии с Инструкцией «О порядке единовременной выплаты на расходы по репатриации тел граждан Кыргызской Республики, умерших за рубежом, утвержденной постановлением Правительства Кыргызской Республики от 16 мая 2018 года № 236, компенсационные выплаты произведены по 288материалам на общую сумму в размере 14 390415сомов.

В связи с тем, что установленная сумма выплаты, не покрывает сумму расходов по репатриации из-за широкой географии расположения мест, откуда доставляется «груз 200» и с сжатыми сроками подачи документов, подготовлен проект постановления о внесении изменений в вышеуказанное постановление.

В проекте постановления предлагается увеличение единовременной выплаты на расходы по репатриации тел граждан Кыргызской Республики, умерших за рубежом до 100000 тыс. сомов, а срок подачи заявления до 6 месяцев со дня смерти.

Данный проект постановления был направлен на согласование министерствам и ведомствам, от которых своевременно получены листы согласования, кроме Министерства финансов Кыргызской Республики.

Министерство финансов Кыргызской Республики ссылаясь на ранее одобренные параметры доходной и расходной части республиканского бюджета на 2020 год и значительный дефицит республиканского бюджета, считает невозможным увеличение единовременной выплаты на расходы по репатриации тел граждан Кыргызской Республики, умерших за рубежом с 50000сомов до 100000 сомов, а также увеличение сроков подачи заявления на получениеединовременной выплаты с трех до шести месяцев.

 

Кайрылманы

            В 2019 году проведены 17 заседаний комиссии по рассмотрению ходатайств этнических кыргызов на получение статуса кайрылмана, по итогам которых 408 этническим кыргызам предоставлен статус кайрылмана.

 

Баткен

Бишкек

Джалал-Абад

Ош обл.

 

г.Ош

Нарын

Чүй

Ысык-Көл

Талас

Итого

14

79

9

22

31

6

246

-

1

408

 

Как показывает анализ, преобладающее большинство переселяющихся этнических кыргызов оседают в Чуйской области и городе Бишкек.

В разрезе стран прибытия этнических кыргызов, удостоверения кайрылман выданы: Узбекистан – 118, Таджикистан – 259, Китай – 15, Афганистан – 7, лицам без гражданства – 3, другие страны – 6.

За 2019 годпо данным ДРН ГРС 2462этническихкыргызов получили гражданство Кыргызской Республики. По странам исхода: Республика Узбекистан – 762, Республика Таджикистан – 1520, РФ – 106, Казахстан – 46, КНР – 10, Иран – 1, АКШ – 1, Великобритания – 1,Турция – 1, Бельгия – 1, Канада – 1 и ЛБГ – 12.

В соответствии с распоряжением Правительства Кыргызской Республики от 19 августа 2019 года №301 «Об оказании гуманитарной помощи этническим кыргызам, проживающим на Малом и Большом Памире Исламской Республики Афганистан», с 4 по 16 октября 2019 года состоялась правительственная экспедиция по оказанию гуманитарной помощи жителям Малого и Большого Памира Исламской Республики Афганистан. В гуманитарный груз вошли продукты питания, теплая одежда, ткани, металлические печи и другие необходимые вещи. Общий вес гуманитарного груза составил 70 тонн на сумму 5,0 млн. сомов.

Афганским кыргызам, проживающим на территории Нарынской области из бюджета ГСМ выделено 2,0 млн. сомов для их содержания. В настоящее время на территории республикичисленностьафганских кыргызов составляет 102 человека.

В целях проведения разъяснительных работ среди этнических кыргызов, в течениегода сотрудниками ГСМ проводились работы в Ошской, Нарынской, Джалал-Абадской областях и в г. Ош, в частности по приему необходимых документов этнических кыргызов для получения удостоверения кайрылман и их продления.

 

Беженцы

Численность беженцев на территории Кыргызской Республики по состоянию на 20декабря 2019 года составляет 207 чел. в том числе, из Афганистана – 88 чел., других стран - 119 человек. Численность ходатайствующих о статусе беженца (лиц, ищущих убежище) составляет 133 человек.

Организован рабочий визит на границу (Баткенская, Ошская, Чуйская и Жалал-Абадская области) с целью обмена информацией и мониторинга вопросов, связанных с защитой прав беженцев и лиц, ищущих убежище.

Разработан проект Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О беженцах», который одобренпостановлением Правительства Кыргызской Республики от 16 декабря 2019 года №682 и в установленном порядке внесен на рассмотрение ЖогоркуКеӊеша Кыргызской Республики.

Изменения коснулись в части введения норм, предусматривающие:

1) случаи отказа в регистрации ходатайства лиц ищущих убежища;

2) о том, что выданное свидетельство уполномоченного органа в сфере миграции лицу, ходатайствующему через органы иммиграционного контроля, не имеющему документа, дающего права на пересечение государственной границы, является основанием для въезда на территорию КР для дальнейшего проведения работ по определению статуса беженца;

3) а также, изменения в некоторые редакционного характера.

 

Разрешение на работу иностранным гражданам

По итогам 2019 года установленная трудовая квота составляет 12409иностранных специалистов или 71,3% от утвержденной Правительством Кыргызской Республики квоты на 2019 год -17410.

            В разрезе регионов Кыргызской Республики трудовая квота установлена следующим образом:

  • г. Бишкек – 45,8%;
  • Жалал-Абадская область – 22,2%;
  • Чуйская область – 17,6%;
  • Ошская область –  4,3%;
  • г. Ош – 5%;
  • Баткенская область – 1,0%;
  • Иссык-Кульская область – 1,7%;
  • Нарынская область – 1,7%,
  • Таласская область – 0,7%.

По отраслям экономики картина выглядит следующим образом:

  • промышленность и строительство – 37,9%;
  • сельское хозяйство – 1,7%;
  • энергетика, геологоразведка, горнорудная промышленность – 26,1%;
  • торговля, общепит и прочие услуги – 22,9%;
  • здравоохранение, образование, наука и культура – 11,3%;
  • кредитование и банковский сектор – 0,2%.

 

Представители из 93 стран мира, получили разрешения на привлечение иностранной рабочей силы, наибольшее количество получили граждане КНР – более 75,2% или 9034 иностранных специалистов, граждане Турецкой Республики – 8,1% или 987 чел., граждане Республики Корея – 2,7% или 341 чел., Пакистана – 2,6% или 355 чел., граждане США – 1,5% или 192 чел., граждане Вьетнама – 1,2% или 135 чел., и т.д.

Уполномоченным государственным органом в сфере миграции был инициирован проект Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (в законы Кыргызской Республики «О внешней трудовой миграции», «О внешней миграции», «О государственной пошлине»)», один из пунктов которого предусматривает поднятие платы за выдачу разрешений на «государственную пошлину», с внесением соответствующих изменений в Закон Кыргызской Республики «О государственной пошлине». Так, постановлением Правительства КР № 159 от 15.04.2019 г была утверждена новая ставка государственной пошлины за выдачу разрешительных документов иностранным гражданам.

В 2019 год за разрешительные документы поступило денежных средств в Республиканский бюджет на сумму 134,7 млн. сомов (что на 83,4млн сомов больше чем за 2018 год), в т.ч. за разрешение на привлечение иностранной рабочей силы – 4,5 млн. сом, за разрешение на работу иностранным гражданам – 95 млн. сом и от индивидуальных предпринимателей – 34,6 млн. сом.

Сравнительный анализ с аналогичным периодом прошлого года показал, что количество обратившихся юридических и физических лиц для получения квоты на привлечение иностранной рабочей силы, а также разрешений на работу для осуществления трудовой и индивидуальной предпринимательской деятельности на территории Кыргызской Республики уменьшилось. При этом денежных поступлений от выдачи разрешений на работу значительно возросло за счет увеличения государственной пошлины согласно постановления Правительства Кыргызской Республики от 15.04.2019 г. №159.

 

Статус иммигранта (постоянный вид на жительство)

На 31 декабря 2019 года установленная иммиграционная квота составляет 205 иностранных граждан и лиц без гражданства или 34,17% от утвержденной Правительством Кыргызской Республики квоты на 2019 год – 600 человек.

В 2019 году было проведено 6 заседаний межведомственной комиссии по рассмотрению и решению дел по ходатайствам иностранных граждан и лиц без гражданства о предоставлении статуса иммигранта в Кыргызской Республике и аннулировании постоянного вида на жительство в Кыргызской Республике, по итогам которого статус иммигранта был выдан 205 иностранным гражданам и лицам без гражданства.

Российская Федерация-30, КНР-28, Республика Узбекистан-17, Республика Корея-9, Республика Казахстан-7, Турция-7, Пакистан-8, Афганистан-1, Украина-1, Европа-3, США-3, другие страны ЛБГ-91 итого 205 человек.

 

Внедрение национальной инициативы «Мекен-карт»

ГСМ был получен проект Закона КР «О статусе гражданина кыргызстанского происхождения», инициированной депутатом ЖК М.Э.Мавляновой, для рассмотрения проекта Закона КР была создана межведомственная рабочая группа, в рамках которой, учитывая идентичность проекта Закона КР «О статусе гражданина кыргызстанского происхождения» и Национальной инициативы «Мекен-карт» было принято решение об объединении в один законопроект, в котором предоставление «статуса гражданина кыргызстанского происхождения» будет документироваться «Мекен-карт». Соответствующее заключение было внесено в Аппарат Правительства КР 28 марта 2019 для дальнейшего перенаправления в ЖК КР

26 июня 2019 года проект Закона КР «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики», инициированный депутатом ЖК КР М.Э. Мавляновой, с включением в него концепции Национальной инициативы «Мекен-карт» был принят в первом чтении.

1-2 августа 2019 года на заседании Совета по связям с соотечественниками за рубежом при Президенте Кыргызской Республики был рассмотрен законопроект “Мекен-карт” и были озвучены ряд рекомендаций членами Совета.

19 ноября 2019 года состоялась видеоконференция с соотечественниками за рубежом для обсуждения инициативы «Мекен-карт». Видеоконференция была организована между рабочей группой-разработчиками «Мекен-карт» во главе с депутатом ЖогоркуКенеша Кыргызской Республики Мавляновой М.Э. и соотечественниками – членами Совета по связям с соотечественниками, которые находятся в Великобритании, Малайзии, Государстве Катар, Российской Федерации, Республике Казахстан, Украине и Турецкой Республике.

На данной видеоконференции обсуждался итоговый вариант инициативы «Мекен-карт», который был доработан с учетом мнений прозвучавших на первом заседании Совета по связям с соотечественниками, прошедшего 1-2 августа 2019 года.

 

В сфере международного сотрудничества

Организована работа по взаимодействию с государственными органами иностранных государств, международными организациями и международными сообществами по совершенствованию международно-договорной базы Кыргызской Республики в сфере миграции.

На постоянной основе ведется системная работа по взаимодействию с сообществами ЕАЭС, СНГ, ШОС и ОДКБ в рамках совещательных органов и рабочих групп, а также межправительственных комиссий по координации торгово-экономического, научно-технического и гуманитарного сотрудничества.

Разработан проект Соглашения между Правительством Кыргызской Республики и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в области миграции, который направлен на рассмотрение российской стороне.

Также, на рассмотрении ГСМ находится проект Соглашения об организованном наборе граждан Кыргызской Республики в Российскую Федерацию, разработанный российской стороной. После проведения согласования с министерствами и ведомствами данный проект Соглашения будет направлен российской стороне.

С целью регулирования миграционных процессов на территориях Кыргызской Республики и Республики Казахстан, подготовлен проект Соглашения между Правительством Кыргызской Республики и Правительством Республики Казахстан о сотрудничестве в области миграции (одобрено распоряжением ПКР от 25.11.2019г. № 441-р), который подписан в ходе визита Президента Республики Казахстан К.Токаева в Кыргызскую Республике 28 ноября 2019 года.

В целях эффективного взаимодействия с Турецкой Республикой, разработан проект Меморандума о сотрудничестве в области миграции с Турецкой Республикой, который был направлен на рассмотрение турецкой стороне.

Наряду с этим, ведется работа по открытию Представительств в Турецкой Республике и Республике Казахстан.

В целях упорядочения процесса оказания гуманитарной помощи и налаживания тесного контакта с этническими кыргызами - жителями Малого и Большого Памира Исламской Республики Афганистан, разработан проект Соглашения между Правительством Кыргызской Республики и Правительством Исламской Республики Афганистан, которое в последующем будет являться юридической основой взаимодействия между Правительством Кыргызской Республики и Правительством Исламкой Республики Афганистан в области оказания гуманитарной помощи этническим кыргызам, проживающим на Малом и Большом Памире. Под гуманитарной помощью подразумевается передача кыргызской стороной на безвоздмездной основе продуктов питания, одежды, обуви, медикаментов и других материально-бытовых необходимостей афганским кыргызам, а также направление медицинских работников для оказания медицинской помощи, обучение детей афганских кыргызов в образовательных организациях Кыргызской Республики. Данный проект Соглашения направлен на согласование соответствующим государственным органам.

 

Заседание Координационного совета, руководителей компетентных органов государств-членов ОДКБ по вопросам борьбы с незаконной миграцией.

20 июня 2019 года в городе Чолпон-Ата, Иссык-Кульской области было проведено 22 - заседание Координационного совета руководителей компетентных органов государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности по вопросам борьбы с незаконной миграции (КСБНМ ОДКБ). На заседании приняли участие делегации республик: Армения, Беларусь, Таджикистан и Российской Федерации, также приняли участие заместитель Генерального секретаря ОДКБ, а также Директор бюро Международной организации по миграции в Москве. На заседании были рассмотрены следующие вопросы:

            - о состоянии миграционной ситуации в государствах - членов ОДКБ и эффективности проводимых мероприятий, направленных на противодействие незаконной миграции;

            - об итогах проведения региональной операции ОДКБ «Нелегал» в 2018 году и совершенствований в форме ее проведения.

            Очередное заседание КСБНМ ОДКБ пройдет в 2020 году на территории Российской Федерации, которая будет председательствовать в ОДКБ.

 

Поддержка инициатив Кыргызской Республики по внесению изменений в Договор о ЕАЭС.

В связи с вступлением Кыргызстана в ЕАЭС актуальными становятся задачи повышения потенциала трудовых ресурсов, обеспечения равноценных условий труда и социальных гарантий для трудящихся-мигрантов в рамках единого рынка труда. За период функционирования Евразийского союза проделан немалый объем работы по реализации на общем рынке принципов свободы передвижения услуг, товаров, капитала и рабочей силы.

ГСМ совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами на постоянной основе осуществляется работа по внесению изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе. В частности по вопросам:

- Упрощения правил регистрации (постановки на учет) граждан государств-членов;

- Продления сроков временного пребывания (проживания) трудящегося после расторжения либо окончания трудового или гражданско-правового договора на территории государства-члена;

- Нормативных ограничений (в частности в РФ) для трудовых мигрантов, которые по незначительным административным нарушениям миграционного законодательства могут быть выдворены или в отношении них выносится запрет на въезд на территорию Российской Федерации.

Также на постоянной основе ведется взаимодействие с профильными ведомствами КР по вопросу:

- Обеспечения обязательного медицинского страхования для членов семей трудящихся в РФ.

Существует проблема, в части предоставления медицинской помощи трудящимся и членам их семей, для решения которого требуется привести действующие нормативные акты Российской Федерации в соответствие с положением Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.

            Стоит также отметить, что, представители Службы принимают активное участие в проработке инициативы Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) о придании Особого правового статуса трудящимся гражданам государств-членов ЕАЭС.

В представленном ЕЭК проекте Соглашения регламентированы нормы, в соответствии с которым граждане-обладатели Особого статуса трудящегося ЕАЭС освобождаются от использования миграционной карты, вправе произвести регистрацию по месту основного трудоустройства, члены семей трудящихся получат доступ к системе ОМС.

Таким образом, вышеуказанные проблемные вопросы будут сняты для граждан Кыргызской Республики, легально находящихся на территории РФ и осуществляющих трудовую деятельность на основании письменной договоренности с работодателем, при подписании и вступлении в силу вышеуказанного Соглашения.

Все указанные вопросы рассматриваются в Консультативном комитете по миграционной политике, Консультативном комитете по вопросам социального обеспечения, соблюдения пенсионных прав, оказания медицинской помощи и профессиональной деятельности трудящихся государств-членов ЕАЭС, а также в Консультативном комитете по функционированию внутренних рынков в рамках ЕАЭС, членами которых являются представители Службы.

 

Поездка в Якутию.С 18.03.2019 года по 20.03.2019 года в целях урегулирования сложившейся ситуации в Республике Саха (Якутия), делегация в составе представителей от Посольства КР в РФ, МВД КР под руководством заместителя председателя ГСМ при ПКР Токтоболотовым С.Н., провели встречи с представителями государственных и правоохранительных органов Республики Саха (Якутия),с представителями кыргызских диаспоральных организаций.Состоялась встреча с обвиняемым по делу гражданином КРКалманбекуулу Ж., а также с представителями СМИ Республики Саха (Якутия).

            В ходе встречи состоялся обмен мнениями по текущей ситуации в Республике Саха (Якутия), были обсуждены вопросы по урегулированию конфликта, вопросы межэтнического взаимодействия народов, проживающих в Республике Саха. Были обсуждены вопросы о сложившейся ситуации в данном регионе, пути их решения, проблемы незаконной миграции и дальнейшего сотрудничества и взаимодействия по недопущению подобных действий.

            Поездка в Японию.С 25 по 30 мая 2019 председатель ГСМ при ПКР Ибраимжанов Б.С. осуществил поездку в Японию, где провел ряд встреч для открытия общественных представительств Государственной службы миграции при Правительстве Кыргызской Республики в городах Осака и Фукая и расширения возможностей трудоустройства граждан КР в Японии.

            В ходе встречи обсуждены вопросы содействия трудоустройства граждан КР, налаживание дружественных отношений двух стран в сфере трудоустройства. По итогам встречи был подписан договор об обучении граждан КР с последующим трудоустройством в учреждениях городаФукая между Информационно-консультационным центром при ГСМ ПКР и Международной языковой Академией города Фукая. Состоялось открытие общественной приемной ГСМ при ПКР в г. Осака.

            Поездка в Турцию.С 22 по 23 апреля 2019 в г. Анкара и Стамбул Турецкой Республики состоялись консульские консультации между Министерствами иностранных дел Кыргызской Республики и Турецкой Республики.

            По итогам переговоровдостигнуты договоренности о взаимном снижении стоимости виз с 283 до 30 долларов США (для граждан КР) и с 280 до 30 долларов (для граждан ТР).

Снижение стоимости виз в первую очередь отвечает интересам кыргызской стороны (количество граждан КР ежегодно получающих визы в Турцию более чем в 10 раз превышает количество граждан Турции, получающих кыргызские визы). Также будет облегчено условие пребывания граждан КР, выезжающих в Турцию на лечение (снижено финансовое бремя).

 

 

Противодействие незаконной миграции

            В рамках проводимой операции «Нелегал-2019» Национальным штабом из числа руководителей компетентных государственных органов Кыргызской Республикой – Государственной службы миграции при Правительстве Кыргызской Республики, Государственного комитета национальной безопасности Кыргызской Республики, Министерства внутренних дел Кыргызской Республики, Государственной службы финансовой разведки Кыргызской Республики, Государственной пограничной службы Кыргызской Республики был осуществлён мониторинг развития миграционной ситуации, проведен сбор и анализ информации об имеющихся каналах незаконной миграции, формах и методах незаконного въезда, транзита через территорию государства, подготовлен ряд управленческих решений, разработан и реализован план совместных проверочных мероприятий по выявлению и пресечению преступной деятельности организаторов незаконной миграции и торговле людьми на территории Кыргызской Республики. По результатам проведения операции ОДКБ «Нелегал-2019»:

  • Выявлено нарушений миграционного законодательства -287
  • Нарушений установленного порядка осуществления трудовой деятельности - 227
  • По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях наложено и взыскано административных штрафов на сумму - 944 дол. США
  • Возбуждено уголовных дел по выявленным в ходе операции преступлениям -217

Основными видами правонарушений, совершаемыми иностранными гражданами являются правонарушения связанные с нарушением порядка пребывания на территории КР, выразившиеся в отсутствии регистрации, либо проживании не по адресу фактической регистрации и с просроченной визой, а также нарушения связанные с нарушением порядка привлечения и использования иностранной рабочей силы в Кыргызской Республике.

 

Проведение заседания Совета по связям с соотечественниками за рубежом при Президенте Кыргызской Республики

            В соответствии с Положением «О Совете по связям с соотечественниками за рубежом при Президенте Кыргызской Республики», утвержденным Указом Президента Кыргызской Республики от 19 ноября 2018 года №232 уполномоченный государственный орган по миграции был определен исполнительным органом Совета по связям с соотечественниками за рубежом при Президенте Кыргызской Республики (далее - Совет).

В целях организации и проведения первого заседания Совета, была создана рабочая группа, в составе которой были представители Аппарата Президента, Правительства Кыргызской Республики, заинтересованных государственных органов и эксперты международных организаций.

Были проведены свыше 20 встреч рабочей группы по организации и проведению заседания Совета.

1-2 августа 2019 года в государственной резиденции «Ала-Арча» состоялось первое заседание Совета по связям с соотечествен-никами за рубежом при Президенте Кыргызской Республики. В нём приняли участие глава государства, представители государственных оранов, а также представители-соотечественники из 17 стран мира.

На заседании обсуждались актуальные вопросы эффективного сотрудничества между государством и соотечественниками по вопросам динамичного экономического, культурного, социального развития Кыргызской Республики, защиты прав и интересов соотечественников за рубежом, а также следующие проекты нормативных правовых актов в сфере миграции:

- Проект новой редакции Закона Кыргызской Республики «Об основах государственной политики в отношении соотечественников за рубежом»;

- Проект Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики» (далее-национальная инициатива «Мекен-Карт»;

- Проект пилотной программы «Мекеним».

По завершении заседания было принято решение Совета, в котором предусматривается доработка проектов нормативных правовых актов с учетом рекомендаций соотечественников.

Проект Закона Кыргызской Республики «Об основах государственной политики в отношении соотечественников за рубежом» доработан с учетом рекомендаций соотечественников – членов Совета и направлен на пересогласование соответствующим государственным органам.

            Пилотный проект программы «Мекеним» находится на стадии доработки, которая осуществляется Министерством экономики Кыргызской Республики.

На 2020 год запланировано проведение второго заседания Совета и Форума «Мекендештер-2020».

 

Разработка Концепции миграционной политики.

По распоряжению руководителя Аппарата Правительства КР от 6 мая 2019 года была создана рабочая группа при ГСМ с участием представителей системы ООН в КР, МОМ в КР и государственных органов по разработке проекта Концепции миграционной политики.

13-14 января 2020 года проведено итоговое заседание межведомственной рабочей группы по разработке проекта Концепции миграционной политики Кыргызской Республики на 2020-2030 годы.

Рассмотрев проект Концепции, рабочей группой решено одобрить проект Концепции миграционной политики КР на 2020–2030 годы и направить на рассмотрение в Правительство Кыргызской Республики.

 

При этом необходимо продолжить решение основных проблем в сфере миграции

По внешней трудовой миграции наших граждан:

            - Действующий порядок регистрации (постановки на миграционный учет по месту фактического проживания) для мигрантов в Российской Федерации, остается сложным для наших граждан. В связи с тем, что собственники жилья, предоставляющие квартиры для мигрантов, не регистрируют их официально, не желая делать официальные отчисления в бюджет. Что приводит включению мигрантов в число правонарушителей.Кыргызская сторона в свою очередь предлагает изменить порядок РФ на уведомительный либо возложить обязанность на работодателей, однако российская сторона на поддерживает подобные инициативы.

            - также одним из проблемных вопросов является отказ оформления полиса об обязательном медицинском страховании (ОМС) для членов семьи трудящихся мигрантов. В настоящее время обязательное медицинское страхование распространяется только на трудящегося, хотя по Договору о ЕАЭС трудящимся и членам их семей полис ОМС должен предоставляться на тех же условиях, что и гражданам государства трудоустройства. Это существенно затрудняет положение детей граждан КР и отражается не только на доступе к медицинским услугам, но и на доступе к дошкольным и школьным учреждениям, так как для приема в эти учреждения нужны медицинские осмотры и должны быть гарантии доступа к оказанию медицинской помощи;

            - остается острым вопрос включения и вывода наших мигрантов в России в списки лиц, которым временно ограничивают въезд в РФ ("Черные списки"). Известно, что даже по незначительным административным нарушениям мигранты могут попадать в "Черные списки". Кыргызстаном предлагается ввести нормы применения выдворения и депортации и по включению в указанные списки только по грубым и неоднократным нарушениям порядка пребывания.

            - также актуальным вопросом является работа наших мигрантов без заключения официальных трудовых соглашений, вследствие чего учащаются факты невыплат зарплат, отсутствие социальных пособий и отчислений.

В сфере трудовой деятельности иностранных граждан:

            - остается вопрос скоординированности по осуществлению миграционного контроля за пребыванием иностранных граждан в КР, отсутствие единого уполномоченного органа, отвечающего и координирующего весь период пребывания всех категорий иностранных граждан на территории КР;

            - проблемы маятниковой трудовой деятельности граждан соседних стран (Узбекистан, Таджикистан) в приграничных районах Кыргызстана. Сложилась ситуация, что большое количество граждан соседних государств могут пребывать и осуществлять трудовую деятельность на короткое время (1-3 месяцев) без учета и оформления каких-либо разрешительных документов.

            - отсутствие территориальных органов у уполномоченного органа по миграции и малая штатная численность оказывают негативное влияние на эффективность и оперативность осуществления мер по регулированию миграционных процессов в КР.

В сфере работы с этническимикыргызами:

Этнические кыргызы сталкиваются с вопросами регистрации по месту пребывания, в связи с их отсутствием возникают проблемы получения статуса кайрылмана и других преференций. Предлагается регистрировать их в айылөкмөтах.

Также имеются жалобы на затягивание сроков получения гражданства КР, получение земельных участков, и доступа к медицинскому обслуживанию и детским учреждениям.