Программа Правительства Кыргызской Республики "Жаңы доорго кырк-кадам"

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.. 5

КРАТКИЕ ИТОГИ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ СТРАНЫ (2010-2016 гг.) 7

Вызовы, стоящие перед страной на современном этапе.. 8

40 шагов на пути к процветанию... 9

Национальные программы реформы... 10

I. Программа реформы «ТАЗА КООМ». 10

КАДАМ 1. Программа цифровой трансформации. 10

II.Программа реформы «ЭЛИМЕ КЫЗМАТ». 11

КАДАМ 2. Реформа системы государственного управления. 11

III. Программа реформы «ЧЕСТНЫЕ ВЫБОРЫ – СТАБИЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО». 12

КАДАМ 3. Реформа избирательного процесса. 12

IV.    Программа реформы «СИЛЬНОЕ ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО». 13

КАДАМ 4. Развитие институтов гражданского общества. 13

V. Программа реформы «Бел болчу билим. Из калтырычу илим». 13

КАДАМ 5. Мыкты мектеп. 13

КАДАМ 6. Бел болчу билим.. 14

КАДАМ 7. Из калтырычу илим.. 14

VI.    Программа реформы «БИЗНЕС МЕНЕН БИРГЕ». 14

КАДАМ 8: Поддержка малого и среднего предпринимательства. 14

КАДАМ 9: Инвестируй в Кыргызстан!. 15

КАДАМ 10: Доступный кредит. 15

КАДАМ 11: Поддержка экспорта. 16

VII.  Программа Реформы «КАЧЕСТВЕННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА». 16

КАДАМ 12: Энергетика в Кыргызской Республике. 16

КАДАМ 13: Городская инфраструктура. 17

КАДАМ 14: Транспортно-дорожная инфраструктура. 17

КАДАМ 15: Развитие регионов на базе опорных городов. 18

КАДАМ 16. Таза суу. 19

VIII. Программа реформы «ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА». 19

КАДАМ 17: Обеспечение безопасности и экономическая дипломатия – основные задачи внешней политики   19

КАДАМ 18: Национальная инициатива «Мекен-карт». 20

IX.   Программа реформы «ВЕРХОВЕНСТВО ЗАКОНА И ДОВЕРИЕ К СИСТЕМЕ ПРАВОПОРЯДКА». 20

КАДАМ 19: Трансформация правоохранительной системы.. 20

КАДАМ 20: Комплексная борьба и предупреждение коррупции. 21

ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ.. 21

А. ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ДЛЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ НАРОДА.. 21

Программа развития 1. «РАЗВИТИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА И КООПЕРАЦИИ»  22

КАДАМ 21: Создание региональных кооперативных агропромышленных комплексов. 22

КАДАМ 22: Развитие ирригации. 23

Программа развития 2. «ТУРУКТУУ ТУРИЗМ». 23

КАДАМ 23: Устойчивый туризм.. 23

Программа развития 3. «РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА СТРАНЫ». 24

КАДАМ 24: Возрождение промышленного производства. 24

КАДАМ 25: Развитие кластеров и проектов легкой промышленности. 25

Б. ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ.. 25

Программа развития 4. «ЗДОРОВОЕ НАСЕЛЕНИЕ». 26

КАДАМ 26: Инвестиции в здоровье. Здоровый образ жизни. 26

КАДАМ 27: Модернизация инфраструктуры здравоохранения. 26

Программа развития 5. «КРЕПКИЙ ИНСТИТУТ СЕМЬИ И СОЦИАЛЬНОЕ РАВЕНСТВО». 27

КАДАМ 28: Равные возможности – основа развития общества. 27

КАДАМ 29: Достойный труд и старость. 27

Программа развития 6. «КУЛЬТУРНЫЙ И ПРОСВЕЩЕННЫЙ КЫРГЫЗСТАН». 28

КАДАМ 30: «Территория культуры». 28

КАДАМ 31: Наследие алтайской цивилизации. 29

С. ПРОГРАММЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ И БЛАГОПРИЯТНОЙ СРЕДЫ ЖИЗНИ.. 29

Программа развития 7. «БЕЗОПАСНОСТЬ И БЛАГОПРИЯТНАЯ СРЕДА». 30

КАДАМ 32: Пограничная безопасность. 30

КАДАМ 33: Противодействие терроризму и экстремизму. 30

КАДАМ 34: Кибербезопасность. 31

КАДАМ 35: Военная безопасность. 31

Программа развития 8. «АТТУЛДУК». 32

КАДАМ 36: Государственная языковая политика. 32

КАДАМ 37: «Кыргыз жараны». 32

Программа развития 9. «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ». 33

КАДАМ 38: Экологическая безопасность и адаптация климата. 33

КАДАМ 39: Экологическая устойчивость. 33

КАДАМ 40: Тоо-Токой. 34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 35

Программа Правительства Кыргызской Республики

«Жаны доорго – кырк кадам»

 

ВВЕДЕНИЕ

Стремительно меняющиеся внешние условия формируют динамичную повестку для нашей страны. Страна отошла от монополизированных форм управления и встала на новый путь развития с широким вовлечением общества в деятельность государства. С 2012 года республика прошла через значительные изменения практически во всех сферах, многие из которых были достаточно болезненными, но обязательными для последующего роста благосостояния граждан.

При этом, главное, нужно было преодолеть пессимизм и недоверие граждан к собственному государству, вернуть им веру в себя и возможность успешного будущего для своих детей в устойчивом и развивающемся Кыргызстане. Во многом этого удалось достичь благодаря реализации Национальной стратегии устойчивого развития на 2013-2017 годы.

За годы независимости Кыргызской Республики было разработано множество стратегических документов, которые несли в себе глубокий анализ ситуации и включали множество рекомендаций по экономическому развитию страны. На сегодняшний день Правительству Кыргызской Республики (Правительство) важно сохранить преемственность выбранного курса развития страны, а также стратегического видения страны, заложенного Президентом Кыргызской Республики А.Ш. Атамбаевым в рамках разрабатываемой долгосрочной стратегии развития Кыргызской Республики на период до 2040 года, и приступить непосредственно к этапу реализации этих рекомендаций, что само по себе подразумевает изменения в подходе к работе государственных органов.

Программа Правительства «Жаны доорго - кырк кадам» представляет собой первый и очень важный этап реализации Стратегии развития Кыргызской Республики на период до 2040 года. Программа была составлена на основе программно-целевого подхода к процессу имплементации стратегических целей развития.

Каждый шаг призван обеспечить конкретные решения существующих проблем экономики и общества в Кыргызской Республике. Нерешенность этих проблем развития в полной мере указывает на наличие ряда факторов, ограничивающих эффективность деятельности Правительства. Помимо нехватки финансовых ресурсов (что может быть следствием, нежели причиной нерешенности проблем развития), проблемы могут не решаться из-за низкой эффективности управления и методов работы на всех уровнях системы государственного управления. Возможно также, что ресурсы и энергия направлялись в решения, которые не способны изменить проблему.

Программа Правительства «Жаны доорго – кырк кадам» рассчитана на одновременную реализацию в течение 5 лет 40 первоочередных шагов, направленных на улучшение качества жизни населения нашей страны. Главным смыслом Программы является гражданин/человек и обеспечение его потребностей, прав и свобод, а также реформирование новой структуры управления через призму потребностей человека. Создание эффективной системы управления будет действенным независимо от возникающих вызовов и рисков, станет залогом успеха реализации Программы. Наряду с этим, Программа будет давать ответы на внешние, внутренние и региональные вызовы, которые будут влиять на развитие страны в среднесрочной перспективе.

Важное значение имеют вопросы сохранения и укрепления демократических основ политического устройства, развития социально-экономической системы, цифровой трансформации, регионального развития, охраны окружающей среды; во внешней политике – вопросы сохранения суверенитета, продвижения национальных интересов, обеспечения дружественных внешних взаимоотношений и укрепления региональной и глобальной безопасности.

Программа Правительства «Жаны доорго – кырк кадам» будет реализовываться поэтапно. Начиная с 2017 года будут решаться первоочередные вопросы, волнующие население:

Программа предусматривает формирование целого комплекса институтов развития, которые обеспечат экономику необходимым количеством ресурсов для ее модернизации. При этом помощь международных партнеров по развитию будет концентрироваться на реализации трех важных компонентов Программы: программа цифровой трансформации «Таза Коом», «Таза суу» - доступ к чистой питьевой воде, «Развитие ирригации» - ввод новых орошаемых земель.

Сегодня все международные опросы показывают, что изменилось доверие населения к институту государства. Существенные изменения проявились в части опасений, проблем, волнующих население. В 2013 году повышенное беспокойство вызывали боязнь гражданской войны (39%), нестабильности (32%), демонстраций, переворотов или революций (25%), а также страх за будущее страны (23%).

В данных за 2017 год первые позиции занимают экономические показатели: безработица (52%), коррупция (40%), экономическое развитие страны (13%). Такие категории, как боязнь войн и переворотов, исчезли из основных опасений, так как постепенно число называвших эти позиции стало статистически незаметным в общей базе данных. Те, кто и сегодня опасается нестабильности, составляют всего 2% опрошенных.

Кроме того, все более ощутимыми становятся запросы граждан по повышению комфорта и качества жизни непосредственно в местах проживания. Плохое качество дорог, нехватка питьевой воды, отсутствие рабочих мест, недостаток детских садов, проблемы уборки мусора и освещения - вот основные вопросы, волнующие население на сегодняшний день.

В этой связи Программа Правительства полностью сконцентрирована на решении ключевых задач по повышению благосостояния населения уже в течение ближайших пяти лет.

КРАТКИЕ ИТОГИ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ СТРАНЫ (2010-2016 гг.)

За прошедшие 6 лет в обществе, политической и экономической жизни страны произошли важные изменения, заложившие основы успешного будущего развития.

ВВП Кыргызстана в период с 2010 года по 2016 год вырос в 2,1 раза (с 220 до 458 млрд сомов).

Республиканский бюджет показывает рост опережающими темпами, увеличившись с 50,3 млрд сомов в 2010 году до 115,8 млрд сомов в 2016 году или в 2,3 раза.

Расходы бюджета увеличились к 2016 году до 136,7 млрд сомов или в 2,2 раза от уровня 2010 года (61,0 млрд сомов).

По размеру ВВП на душу населения Кыргызстан занимает 143 место в мировом рейтинге стран за 2015 год, по уровню конкурентоспособности - 102 место в 2015–2016 гг.

В период с 2010 года по 2015 год количество занятого населения увеличилось на 108,4 тыс. чел. а уровень безработицы снизился на 1,0% и составил 7,6%.

Средняя заработная плата учителей средней и старшей школы выросла до 13613 сомов, что в 3,6 раза выше по сравнению с 2010 годом, а средняя заработная плата учителей начальных классов возросла до 13824 сомов, что в сравнении с 2010 годом выше в 4,3 раза.

Заработные платы врачей, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, выросли в 3 раза по сравнению с 2010 годом или до 12184 сомов, а для персонала стационаров в 3,4 раза или до 13827 сомов.

Необходимо отметить, что это реальный рост доходов работников бюджетной сферы, так как среднегодовой уровень инфляции за период с 2011 по 2016 год составил 5,1%.

Государство было и остается социально ориентированным. Только в образовании расходы с 2010 года увеличились на 21,9 млрд сомов и составили 31,9 млрд сомов. Мы вошли в первую десятку стран мира по объему финансирования образования. Доля расходов на социальный сектор остается неизменной и составляет более 50% всех расходов государственного бюджета.

С 2015 года обеспечено полное и эффективное взаимодействие страны в рамках ЕАЭС. Кыргызская Республика стала одной из 10 стран мира, получивших статус «ВСП+» от Европейского Союза.

Построено и реконструировано более 2500 тыс. км дорожного покрытия.

Энергетическая независимость обеспечена за счет введения в эксплуатацию подстанции 500 киловольт «Датка» и линий электропередач «Датка-Кемин», на стадии пусконаладочных работ находится ТЭЦ города Бишкек, начаты практические работы по замене оборудования на Токтогульской ГЭС.

Завершен первый этап судебной реформы. Бюджет судебной системы за последние годы вырос более чем в два с половиной раза, включая повышение уровня заработной платы судей и сотрудников аппаратов судов.

Не менее важным направлением является обеспечение внутренней экономической безопасности. Принятие поправок в Конституцию 2016 года позволило исключить неправомерное вмешательство любых правоохранительных органов в предпринимательскую деятельность, а также осуществить передачу всех проверок бизнеса в Государственную налоговую инспекцию.

 

Вызовы, стоящие перед страной на современном этапе

Сегодня в Кыргызстане удалось сформировать прочную основу для выхода на траекторию устойчивого развития. Это касается не только политической стабильности, но и создания мощного экономического потенциала суверенного и ответственного государства.

В то же время потенциал страны во многом остается нереализованным. По уровню ВВП на душу населения Кыргызстан занимает одно из последних мест среди стран Центральноазиатского региона. Сервисная модель экономики, зависящая во многом от региональной макроэкономической ситуации, существенно ограничивает нашу конкурентоспособность. Структурные дисбалансы и институциональная слабость не позволяют изменить характер хозяйствования, обуславливая низкую производительность труда. Объективные трудности, связанные с инфраструктурной необеспеченностью, снижают экономическую эффективность, не позволяя разворачивать масштабные производства.

В настоящее время вызовы, стоящие перед нашей страной, можно разделить на 4 составляющие:

Цифровая отсталость. Внедрение цифровых технологий остается на низком уровне. Лишь некоторые государственные органы смогли внедрить в свою деятельность элементы ИКТ, включая взаимодействие с населением. Системному внедрению ИКТ препятствует отсутствие базовых элементов, таких как единая система межведомственного взаимодействия государственных органов, формализация регламентов, коррупционные вызовы.

Экономическая безопасность. Уровень экономической активности в обществе обеспечивает развитие и благосостояние государства. В стране сегодня ведется активная работа по созданию необходимых условий для раскрытия предпринимательского потенциала и повышения экономической активности граждан. Несмотря на это, наши граждане и предприниматели боятся в полной мере переходить на легальную работу, а  инвесторы все еще с осторожностью относятся к вхождению на кыргызский рынок. Это обусловлено следующими сохраняющимися в экономической сфере угрозами:

Социальная безопасность. Кыргызстан остается социально ориентированным государством. Ежегодно из бюджета выделяются значительные средства на содержание социальной сферы. За последние годы в стране принят ряд первоочередных мер по улучшению ситуации. Но пока не удалось достичь кардинальных изменений. Основными угрозами безопасности в социальной сфере являются:

Национальная безопасность. На каждом этапе исторического развития Кыргызстана на передний план в зависимости от реальности угроз и их разрушительных последствий выдвигаются те или иные из них. В современный период наиболее реальными угрозами, требующими адекватной реакции со стороны государства и общества, являются:

40 шагов на пути к процветанию

С учетом имеющихся на сегодняшний день вызовов Программа формулирует следующие цели долгосрочного развития страны.

  1. 1.         Экономическое благосостояние народа:
  1. 2.         Социальное благополучие:
  1. 3.         Безопасность и благоприятная среда для жизни граждан:

Эти цели сформулируют подход и обеспечат прозрачное понимание процесса достижения целевых индикаторов развития страны в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Программа «Жаны доорго – кырк кадам» является первым пятилетним периодом реализации будущей Стратегии развития Кыргызской Республики на период до 2040 года. Все представленные в программе шаги были разработаны на основе принципов реалистичности, измеримости и конкретности.

Каждый «Кадам» представляет четко разграниченный и осязаемый участок работы, что должно облегчить понятный и прозрачный процесс реализации. Вместо выполнения списка задач без четких целей Правительством по истечении пяти лет должны быть представлены конкретные результаты, которые приведены в каждом разделе Программы.

Необходимо отметить, что число «40» имеет глубокое значение для кыргызского народа. Исторически цифра 40 всегда присутствовала в становлении и развитии кыргызского государства.

Национальные программы реформы

Программа Правительства базируется на 9 стратегических программах реформ, взаимосвязанных между собой, совокупность которых образует 9 национальных программ развития и предусматривает 40 конкретных шагов, способствующих повышению уровня жизни граждан в течение ближайших 5 лет.

Программы реформы подразумевают работу по изменению существующего положения дел в областях, которые влияют на все три цели развития. Так, 9 национальными программами реформы являются:

             I.       Программа реформы «ТАЗА КООМ»

     КАДАМ 1. Программа цифровой трансформации

За последние двадцать лет технологические инновации кардинально перестраивают принципы взаимодействия в обществе и государственном управлении, сменяют экономические ориентиры, формируют новые подходы к воздействию и защите окружающей среды, создают новые вызовы и перспективы. Четвертая индустриальная революция, начавшаяся в 2011 году, сменяет конкурентные преимущества стран с географического преимущества доступа к морю, экономии от масштаба производства и дешевого рабочего труда на скорость доставки, массовую индивидуализацию и творческий потенциал человеческого капитала. Этот сдвиг создает равные возможности экономического роста как для крупных, так и малых государств.

«Таза Коом» – общенациональная программа цифровой трансформации страны, которая пронизывает все сферы жизнедеятельности страны, является ключевым инструментом и основой реализации настоящей Программы. «Таза Коом» станет эффективным инструментом для искоренения коррупции в государственном секторе путем минимизации влияния человеческого фактора через автоматизацию административных процессов и процедур, а также предоставление цифровых государственных услуг. «Таза Коом» позволит:

            II.       Программа реформы «ЭЛИМЕ КЫЗМАТ»

По результатам проведенного конституционного референдума в стране завершен важный этап реформирования системы государственного управления, включающий изменение функциональных полномочий между ветвями власти, реформу правоохранительных органов и судебной системы.

     КАДАМ 2. Реформа системы государственного управления

В системе государственного управления важно внедрить принципиально новые методы работы, основанные на использовании новейших технологий, обеспечить прозрачность и подотчетность деятельности государственных органов, повысить стандарты к подготовке кадров.

В течение ближайших 5 лет Правительство будет продолжать принимать меры по развитию государственной службы, направленные на повышение эффективности государственного управления, квалификации государственных и муниципальных служащих, предупреждение коррупционных правонарушений в системе государственной службы, повышение ее авторитета и престижа. В настоящее время система государственной службы имеет массу проблем организационного, материального, идеологического характера.

Поэтому в ближайшее время предстоит принять ряд кардинальных мер по повышению эффективности и созданию современного института государственной службы, развитого государственно-служебного законодательства и оптимизации процессов принятия решения.

Будет оптимизирована структура подчиненности государственных органов стратегическим целям страны, сокращены аппараты подведомственных и территориальных подразделений, в том числе выполнявшие хозяйственные функции. За исключением базовых государственных функций, структура Правительства будет формироваться исходя из четко выстроенных приоритетов развития. Принятие решений будут ориентировано на граждан, станет более рациональным и эффективным.

Взаимодействие государственных ведомств с гражданами и предпринимателями станет удобным благодаря внедрению автоматизированных платформ с доступом к государственным услугам. В партнерстве с бизнесом будут создаваться мобильные приложения в качестве канала связи с населением. Поэтапно государство будет передавать часть полномочий и функций государственного управления на аутсорсинг частному сектору.

              III.   Программа реформы «ЧЕСТНЫЕ ВЫБОРЫ – СТАБИЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО»

     КАДАМ 3. Реформа избирательного процесса

Одной из главных обязанностей демократического правового государства является обеспечение свободных и честных выборов. Общество и политические организации Кыргызстана должны осознавать, что свободные и честные выборы – это демократический путь к власти. Власть, пришедшая путем честных и чистых выборов, будет крепкой основой для построения сильной и устойчивой страны, формирования в стране открытой и справедливой политической системы.

Необходимо продолжить совершенствование норм законодательства для обеспечения избирательных прав граждан и реального участия в избирательных органах представителей уязвимых групп населения, женщин, представителей национальных меньшинств, лиц с ограниченными возможностями здоровья. Правительство обеспечит все территориальные избирательные комиссии высокоскоростными каналами связи, необходимым современным оборудованием и новыми техническими средствами наблюдения за процессом голосования.

Для проведения дальнейшей успешной реформы в области избирательного процесса предложено введение новых форм идентификации избирателей посредством биометрических технологий.

Кроме того, закладываются основы для перехода в перспективе к элементам прямого волеизъявления по наиболее острым вопросам общества с использованием возможностей мобильных и электронных платформ в рамках Национальной программы «Таза Коом».

Будут внесены предложения по ужесточению наказаний за подкуп голосов избирателей и предложены механизмы реального мониторинга расходования финансовых средств на предвыборные мероприятия.

Практическую реализацию получит институт народных курултаев, который будет призван обеспечить широкий формат участия граждан в выработке предложений по вопросам государственного и общенационального значения и позволит расширить демократические механизмы.

             IV.   Программа реформы «СИЛЬНОЕ ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО»

     КАДАМ 4. Развитие институтов гражданского общества

В настоящее время в Кыргызской Республике функционирует свыше 16 тысяч организаций гражданского общества, из которых активно действуют примерно 1/3. Неправительственный сектор вносит ощутимый вклад в укрепление национального самосознания и твердой гражданской позиции населения.

Правительство будет вести работу по формированию современной модели гражданского общества, сочетающей в себе все достижения международной системы защиты прав человека, свободы слова, самовыражения и самореализации в тесной взаимосвязи с национальными традициями кыргызского народа.

Деятельность неправительственных организаций будет максимально открытой. Правительство будет предоставлять бюджетные гранты по наиболее приоритетным программам социальной и гуманитарной направленности. Правительство обеспечит открытость и прозрачность международного финансирования отечественных неправительственных организаций. Гражданские институты должны создавать реальную конкуренцию муниципальным и государственным структурам, стимулируя последних к более эффективной работе по предоставлению социальных услуг.

Правительство обеспечит условия для независимой деятельности средств массовой информации, свободы слова и распространения информации. При этом должна быть усилена и ответственность за публикации заведомо недостоверной и ложной информации. Последовательно будет вестись работа по вовлечению представителей гражданского общества в контроль за деятельностью государственных органов и принятие стратегических решений через инструменты общественных обсуждений и согласований.

Реализация проекта должна привести к формированию зрелого гражданского общества, которое позволит обеспечить развитие правового государства и демократизации общества. Подрастающее поколение будет воспитано в духе защиты прав и интересов каждого гражданина, уважительного отношения к законам государства и традициям общества.

              V.   Программа реформы «Бел болчу билим. Из калтырычу илим».

     КАДАМ 5. Мыкты мектеп

В Кыргызской Республике будут созданы условия, при которых учащиеся получат знания, навыки, способности для вхождения во взрослую жизнь. Многообразие форм предоставления знаний обеспечит многообразие выбора своего жизненного пути. Будет внедряться концепция образования на протяжении всей жизни, которая станет основой развития образования Кыргызстана.

Будут пересмотрены механизмы государственного финансирования школьного образования. Будет исключено неравенство в результатах образования в зависимости от географического расположения и языка обучения путем обеспечения дошкольных и школьных организаций образования квалифицированными кадрами, внедрения новых стандартов, методик обучения и учебного материала.

Для улучшения качества управления системой образования начнет работать информационная система, будет обеспечена автоматизация обмена данными между управленческими уровнями. Пересмотр стандартов образования позволит включить в содержание образования вопросы устойчивого развития, в том числе – в его социальном аспекте. Владение государственным, а также официальным, английским и другими языками позволит шире использовать имеющиеся образовательные ресурсы Кыргызстана и мира.

     КАДАМ 6. Бел болчу билим

Важную роль в системе образования занимает профессиональное образование. Подготовка кадров для управления и работы в секторе АПК, легкой промышленности, а также в других смежных секторах, имеющих стратегически важное значение для страны. Высшие и специальные учебные учреждения Кыргызской Республики должны готовить высококвалифицированных специалистов на основе потребностей рынка труда и экономики страны.

Будут установлены тесные связи профессионально-технических училищ с предпринимателями и промышленными компаниями. Часть системы профессионально-технического образования будет переориентирована на подготовку программистов, что приведет к образованию крупной «IT-академии» на территории страны. Будет внедрена национальная система квалификаций, которая обеспечит признание обучения, институциональных механизмов, качество, оценку и процессы присуждения и признания профессиональных навыков.

                   КАДАМ 7. Из калтырычу илим

Наука в целом должна ориентироваться на прикладное направление, которое позволит оказать поддержку научных инициатив на основе четко выработанных критериев, обеспечивающих эффективную реализацию политики государства.

Для проведения успешной реформы в области науки необходимо обеспечить запуск научных проектов на основе государственного заказа через новые подходы по финансированию через Национальный фонд науки. Финансирование науки будет производиться по приоритетным направлениям на проектной основе и по заказу государства.

Необходимо продолжить реформирование Национальной академии наук Кыргызской Республики, из полномочий которой будут выведены функции административного воздействия.

Важное внимание в ближайшие годы будет уделено восстановлению статуса научных званий и степеней, а также признанию ученых степеней, выданных за рубежом.

             VI.   Программа реформы «БИЗНЕС МЕНЕН БИРГЕ»

     КАДАМ 8: Поддержка малого и среднего предпринимательства

Программа Правительства основана на идее экономического прагматизма, которая выражает взаимодоверие между всеми экономическими агентами страны, тесное и честное сотрудничество, компромисс – между государством, населением, малыми и крупными предприятиями.

Политика государства будет направлена на создание необходимых условий для быстрого и эффективного роста малого и среднего бизнеса, делегирование определенных функций и полномочий государства, перевода в электронный формат выдачи разрешительных документов, функций лицензирования, регистрации и контроля. В стране будут открываться центры обслуживания бизнеса, которые станут «фронт офисом» государственных органов при выдаче лицензионно-разрешительных документов, будут обеспечиваться защита предпринимателей и продвижение предпринимательских инициатив. Роль государства будет заключаться в создании необходимой нормативной правовой базы, поддержке инициатив, создании необходимой инфраструктуры, связанной с техническими стандартами, лабораториями и т.д., для функционирования и саморегулирования МСП.

Будет принят на законодательном уровне принцип «Одного правительства» с запретом всем государственным органам при предоставлении государственных услуг запрашивать у предпринимателей любые документы или информацию, которые они могут получить у другого государственного органа. Необходимо провести радикальную реформу в сфере налогообложения малого и среднего бизнеса.

     КАДАМ 9: Инвестируй в Кыргызстан!

Создание «инвестиционного рая» предполагает проведение реформы инвестиционного законодательства, закрепляющего льготные условия для инвесторов, защиту собственности и инвестиций при реализации инвестиционных проектов. Кроме того, будет пересмотрено законодательство по частно-государственному партнерству и инвестициям, чтобы упростить требования и создать благоприятные условия для привлечения инвестиций.

Важно ввести механизм «Единого окна» для крупных иностранных инвесторов путем наделения государственного органа по инвестициям полномочиями по координации всей инвестиционной политики, а также необходимыми ресурсами для продвижения инвестиционных проектов и формирования инвестиционных лотов в стране.

Будет создана система эффективной и устойчивой деятельности инвестиционных фондов и финансовых институтов. Развитие также получат крупные национальные корпорации по управлению государственными активами и привлечению инвестиций для их реабилитации, модернизации и реконструкции.

Внешние усилия будут направлены на мобилизацию и задействование ресурсов загранучреждений Кыргызской Республики, в том числе с привлечением института торговых представителей.

     КАДАМ 10: Доступный кредит

Немаловажным фактором для развития экономики страны является развитие финансового и банковского законодательства, внедрение новых финансовых продуктов, включая финансирование стартап проектов, венчурное финансирование, инструменты беззалогового и управленческого кредитования, лизинговых операций и кредитных учреждений, специализирующихся на кооперативных, а также исламских принципах финансирования.

Акценты будут делаться на специализации банковского сектора. Наряду с уже существующими, появятся кооперативный, экспортный, промышленный и ипотечный банки, которые станут основным инструментом Правительства для оказания отраслевой и региональной поддержки экономики.

Будут пересмотрены механизмы реализации программы «Доступное жилье», включая вопрос о сни

Яндекс.Метрика