Государственная служба миграции при Правительстве Кыргызской Республики | Единый доклад по миграции-2015
557
page-template-default,page,page-id-557,page-child,parent-pageid-544,qode-listing-1.0.1,qode-social-login-1.0,qode-news-1.0.2,ajax_fade,page_not_loaded,,qode_grid_1300,footer_responsive_adv,hide_top_bar_on_mobile_header,qode-theme-ver-13.0,qode-theme-iprofikg,wpb-js-composer js-comp-ver-5.4.4,vc_responsive
 

Единый доклад по миграции-2015

Обзор миграционной  ситуации в Кыргызской Республике

 

Международная трудовая миграция является неотъемлемой частью современной мировой экономики и политики. На сегодняшний день в миграционный трудовой обмен вовлечены практически все страны. По оценкам ООН, только регулируемых трудовых мигрантов в мире насчитывается от 120 до 200 млн. человек. В среднем 48% всех мигрантов составляют женщины.

Миграционные процессы в настоящее время служат не только инструментом перераспределения трудовых ресурсов, но и сферой, во многом определяющей тенденции в развитии межгосударственных отношений и внутреннюю ситуацию во многих странах.

Анализ миграционной ситуации в Кыргызстане свидетельствует об имеющихся существенных проблемах системного характера, обусловленных практическим отсутствием полного контроля и учета как внутренней, так и внешней миграции, пребывания на территории республики иностранцев, а также связанных с постоянно растущим числом прибывающих в республику иностранных граждан, что является в определенной степени следствием либерального национального законодательства.

На протяжении всего периода независимости Кыргызстана происходит стабильный отток населения. Число выбывших на постоянное место жительства за рубеж составляет более 540 тысяч бывших соотечественников. Кроме того, в трудовой миграции находится порядка 700.000 человек. Из них по состоянию на начало 2015 года в России – 520 тыс., в Казахстане – 80 тыс., в Южной Корее – 14 тыс., в Турции – 14 тыс., в других странах дальнего зарубежья (Европа, США, Ближний Восток, Азия) – 30 тыс.

Наибольшее число трудящихся-мигрантов из Кыргызстана пребывает — в Российской Федерации и в Республике Казахстан. Как видно большая часть трудоспособного населения Кыргызской Республики работает на территории государств – участниц ЕАЭС.

Основной мотив выезда граждан – экономический. Низкие заработные платы и высокая безработица в стране заставляет граждан искать доходы за рубежом. В трудовую миграцию выезжают члены семей с низкими доходами, что позволяет им преодолеть за счет денежных переводов порог бедности.

На начало 2016 года количество граждан Кыргызской Республики на территории Российской Федерации составило более 540 тысяч человек (рост более чем на 20 тысяч человек) и в Республике Казахстан — 113 тысяч (рост более чем на 28 тысяч человек).

По данным Государственной регистрационной службы продлено виз иностранным гражданам — 44181, зарегистрировано по месту временного проживания – 112720 иностранных граждан. 
Выдано разрешений на работу иностранным гражданам – 12012, из них иностранным индивидуальным предпринимателям – 1189.
Выдано видов на временное жительство — 24 , выдано постоянных видов на жительство – 592 (также в начале 2015 года ГРС выписало 59 ПВЖ по решениям 2014 года).

По оценкам Департамента консульской службы Министерства иностранных дел, общее число иностранных граждан пребывающих в КР в визовом порядке по состоянию на начало января 2016 года составляет порядка 44,5 тысяч.

Численность зарегистрированных этнических кыргызов, возвращающихся на историческую Родину на конец 2015 года – 37454, из них из РУз – 19791, Из РТ – 17424, из КНР – 71, из РФ – 36, другие страны – 29. За 12 месяцев 2015 года выдано – 1483 удостоверений кайрылмана, из них в Жалалабадской области – 339, Баткенской области – 331, Чуйской области – 318, г. Бишкек – 264, г. Ош – 121. Численность лиц ищущих убежище – 167, беженцев – 168. Консультаций по вопросам выезда за рубеж (в том числе по снятию запрета на въезд в РФ проведено – свыше 14 тыс. Консультаций кайрылманам проведено – свыше 7 тыс. На «горячую» телефонную линию «189» Информационно-консультационного центра Государственной службы миграции поступило звонков – 3427.

По различным экспертным оценкам доля молодежи в общем числе мигрантов в указанных странах составляет примерно 47% от общего числа (в возрасте от 18 до 29 лет). 18% из числа мигрантов в Российской Федерации составляют несовершеннолетние граждане (93,7 тысячи по данным ФМС РФ на начало 2016 года). 

Рассматривая половой состав можно отметить что мужчин среди мигрантов осуществляющих трудовую деятельность на территории Российской Федерации больше на 30% чем женщин. Однако, в последнее время заметна тенденция к увеличению доли женщин, что можно объяснить семейной миграцией.

Следует разделять трудовых мигрантов на две категории — с урегулированным и неурегулированным статусом. Те, кто могут на законных условиях защитить свои права и те, кто оказался вне рамок правового поля. Усилия государственных органов должны быть направлены, прежде всего, на сокращение числа мигрантов с неурегулированным статусом.

До настоящего времени основной проблемой трудовых мигрантов оставался их неурегулированный статус. Так к началу 2015 года в России из 504 тысячи граждан КР, 194 тысячи пребывали с нарушениями миграционных правил. По итогам 2015 года по вопросам исключения из списка граждан, въезд которым запрещен на территорию РФ было рассмотрено более 6000 обращений. На сегодняшний день удалось открыть въезд для более чем 76 тысяч «запретников». Однако, все еще в указанном списке остается большое количество граждан Кыргызской Республики – более 110 тысяч человек.

Общий объем денежных переводов мигрантов за 2014 год составил более 2,2 млрд долларов США. К объему ВВП Кыргызской Республики это составляет до 30% (ВВП 2014 год – 7,2 млрд долларов США). За последние два года происходит уменьшение денежных поступлений, обусловленное снижением темпов роста экономики Российской Федерации и Республики Казахстан в связи с понижением общемировых цен на нефть и снижением курса рубля и тенге к доллару США. Также на снижение повлияло переход Российской Федерацией на плавающий курс рубля.

Так на ноябрь 2015 года произошло уменьшение поступления денежных переводов из Российской Федерации от мигрантов до 30% по отношению к показателям 2014 года (Таблица 1).

Страна

в %, +/-

2014 г.

в %, +/-

9 мес.

2014 г.

9 мес. 2015 г.

в %, +/-

янв.-ноя. 2014 г.

янв.-ноя. 2015 г.

в %, +/-

Кыргызская Республика

13,2

2 026,0

-2,6

1 577,9

860,1

-45,5

1 722,2

1 235,3

-28,3

 

Проблемы, с которыми сталкиваются наши мигранты на протяжении последних десяти лет, не исчерпываются обманом и невыплатой заработной платы со стороны работодателя. Особую озабоченность вызывают нарушения в государстве приема, несущие угрозу жизни и свободы мигрантам из Кыргызской Республики. Трудовая миграция кыргызстанцев в большей части происходит стихийно, вследствие явных и скрытых форм безработицы. При этом данный процесс сопровождается рядом труднопреодолимых проблем, которые, в основном, возникают из-за правовой неграмотности или несоблюдения внутреннего законодательства страны-реципиента. Как следствие, нарушение правил пребывания, несвоевременной регистрации и прописки по месту жительства, уклонения от постановки на налоговый учет дает повод работникам правоохранительных органов применять в отношении наших граждан административные меры, а работодателям – использовать их труд без оформления трудовых договоров или контрактов, не создавая им элементарных условий для работы.

В настоящее время Государственная служба миграции при Правительстве Кыргызской Республики не имеет действенного инструмента для оказания всемерного содействия гражданам Кыргызской Республики в трудоустройстве и обеспечении их правовой и иной защитой на территории Российской Федерации, по решению проблем трудящихся мигрантов за рубежом.

15 апреля 2015 года в городе Москва было подписано Соглашение «О правовом статусе представительства Министерства труда, миграции и молодежи Кыргызской Республики в Российской Федерации», в соответствии с которым предлагается учредить Представительство Государственной службы миграции при Правительстве Кыргызской Республики в Российской Федерации.

В этой связи Государственная служба миграции при Правительстве Кыргызской Республики разработала и направило на утверждение проект постановления Правительства, в соответствии с которым предусмотрено учреждение Представительства Государственная служба миграции при Правительстве Кыргызской Республики в Российской Федерации, стране наибольшего пребывания граждан КР.

Вместе с тем, трудовая миграция граждан Кыргызской Республики в таких масштабах порождает существенные риски для обеспечения национальной безопасности в Кыргызской Республики. По оценочным данным на 1 мая 2015 года численность населения Кыргызской Республики составляет 5,9 млн. человек. По человеческому потенциалу наша республика значительно уступает соседним государствам – в Китае проживают 1,5 млрд. человек, Узбекистане – около 30 млн., в Казахстане – 16 млн., в Таджикистане – 7,5 млн. человек.

Экономически активное население республики составляет всего 2 млн. 468 тыс. человек, из которых более четверти находится за ее пределами. Поэтому внутренняя и внешняя миграция затрагивает стратегические интересы государства в части экономического развития и обеспечения обороноспособности страны.

На фоне недостатка пахотных земель на юге республики и не предоставления молодым кыргызстанцам земельных участков под строительство индивидуального жилья, не уменьшается также поток внутренней миграции на север республики.

В связи с чем Чуйская область и Бишкек стабильно пополняются внутренними мигрантами, в то время как остальные регионы теряют свое население. За годы независимости по официальным данным свое постоянное место жительства в республике сменило более 1,5 млн. человек.

В результате роста населения, в период 5-10 лет накапливается критическая масса людей, которые не имеют земельных наделов для строительства индивидуального жилья. В 2005 и 2010 годах это вылилось в самозахват земель вокруг Бишкека, в других местах и последующее незапланированное обустройство этих поселений на бюджетные средства. 

Среди причин опустения части территорий следует также назвать недостаток питьевой и поливной воды, особенно в южных регионах республики. Это также препятствует освоению новых посевных площадей. Подземные запасы воды и прогрессивные методы орошения способны обеспечивать нужды населения, что потребует открытия достаточного числа скважин. Одновременно следует развивать малые города, создавая региональные центры притяжения внутренних мигрантов.

Отток из регионов происходит и за рубеж. Миграция за рубеж происходит в основном из регионов с высокими показателями бедности. Наибольшее число мигрантов находится за рубежом из Баткенской области, здесь 35% домохозяйств имеют хотя бы одного мигранта. В Жалалабатской области — 27%, Ошской области — 22%, Таласской и Иссыкульской — 4 %, Нарынской, Чуйской областях, в Бишкеке — 1,5%. По данным НСК объем валового регионального продукта (ВРП) на душу населения по областям различается в значительной степени, определяя уровень жизни населения. Так, самый высокий уровень производства ВРП приходится на г. Бишкек – 146, 8 тыс. сом и две области – Иссык-Кульскую и Чуйскую, соответственно, 114,5 тыс. сом и 58, 0 тыс. сом (НСК, 2013 г.).  Наименьший объем ВРП на душу населения производится в трех областях – в Ошской, Баткенской и Джалал-Абадской – соответственно, 25,3 тыс. сом, 36,4 тыс. сом и 36,9 тыс. сом (НСК, 2013г.). Такое положение приводит к массовой миграции населения из депрессивных регионов в более благополучные, а также за рубеж. Обезлюдение, в свою очередь, ограничивает рост экономического потенциала области, еще более снижая уровень жизни остающихся жителей. 

Особой проблемой является миграция из приграничных территорий. Приграничные районы КР являются стратегически важными территориями, в которых сосредоточены неиспользуемые в достаточной степени природные ресурсы и места для размещения людских ресурсов и инфраструктуры. Их важность возрастает в связи с проведением работ по демаркации и делимитации государственной границы КР, поскольку защита внешних рубежей успешно осуществляется, когда помимо непосредственной охраны государственной границы Пограничной службой, местные жители, проживающие в приграничных районах, содействуют ей в решении задач охраны государственной границы.

В тоже время на этих территориях, зачастую высокогорных и удаленных с суровыми климатическими условиями, не создаются благоприятные условия для проживания населения и возможности его трудоустройства. В результате местные жители мигрируют в более развитые в социально-экономическом отношении регионы либо за рубеж, оголяя их, а жители соседних государств занимают пустующие дома, покупая их за бесценок, и осваивают наши территории, что в последующем затрудняет проведение работ по установлению государственной границы.

Наибольшее количество населенных пунктов, относящихся к приграничным территориям и испытывающих вышеперечисленные проблемы, находится в Баткенской, Жалалабатской и Ошской областях.

На сегодняшний день регулирование миграционных процессов – один из основных вопросов внутренней политики государств. Практика показывает, что внутренняя и внешняя политика любого государства основана на экономических показателях, которые, в свою очередь, тесно связаны с вопросами миграции и безопасности.

Анализ ситуации в Ферганской долине показывает тенденцию сокращения жизненного пространства и ресурсов для населения на сопредельных территориях. В перспективе существует вероятность возникновения приграничных конфликтов вплоть до военного противостояния. Растущая перенаселенность узбекской и таджикской зон Ферганской долины, имеет место на фоне критической депопуляции территорий на кыргызской стороне, по причине внутренней и внешней миграции, в особенности в Баткенской области. Последствия миграции не позволяют обеспечивать паритетность по плотности населения с сопредельными территориями соседних стран. В результате возникают спонтанные попытки, а также целенаправленные действия жителей приграничных районов Таджикистана по захвату территорий Баткенской области.

Складывающаяся социально-экономическая ситуация в приграничных с Таджикистаном районах Баткенской области, свидетельствует об увеличении процессов внутренней миграции и возможном в будущем заселении территории Кыргызстана таджикскими гражданами. За последние 4-5 лет уровень миграции среди жителей Кулундинского, Жаны-Жерского, Бешкентского и Маргунского айылных округов Лейлекского района Баткенской области (т.н. «Аркинский массив») составил 7 тысяч человек, при общей численности 57 тысяч человек. Данное обстоятельство, в свою очередь, приводит к демографическому дисбалансу среди жителей сопредельных приграничных районов. Так, на сегодняшний день население сопредельной Согдийской области Республики Таджикистан составляет 2,4 млн. человек, а население Баткенской области – всего 440 тыс. человек. В сопредельной узбекской части Ферганской долины проживают около 12 млн. человек.

Центрами напряженности и конфликтных ситуаций за последние годы стали также анклавные территории на юге республики. Это 4 узбекских (Сох, Шахимардан, Чон-Гара или Северный Сох, Таш-Добе) и 2 таджикских (Кайрагач и Ворух). Не решены все вопросы с кыргызским анклавом Барак, где по официальным данным проживает 121 семья.

В вышеперечисленных областях отмечены активные миграционные процессы. Остро стоит проблема нелегальной трудовой миграции — примерно 80% местных жителей приграничных районов, имеющих земельные наделы, привлекают граждан соседних государств на сезонные работы.

Все эти негативные проявления являются результатом незаинтересованности властей соседних государств решать застарелые демографические проблемы Ферганской долины, которые предпочитают решать их за счет нашей республики. Поэтому в Концепции национальной безопасности, принятой Советом обороны республики в 2012 году, предлагалось вынести эту проблему на международный уровень, чтобы с участием международных организаций найти пути ее решения. Однако со стороны компетентных органов Кыргызстана не было предпринято никаких шагов по реализации этого предложения.

Основными причинами распространения нелегальной трудовой миграции на приграничных территориях являются — отсутствие здесь полноценного миграционного контроля, единой системы учета и чрезмерная прозрачность границ, а также негативные последствия стратегически непродуманных соглашений с соседними государствами о взаимных поездках граждан.

Незаконной миграции на территорию и с территории Кыргызстана в значительной степени способствует географическое положение республики между развитыми и развивающимися государствами, что делает ее естественным перевалочным пунктом для мигрантов.

Серьезную угрозу представляют негативные проявления незаконной миграции – нелегальный транзит, принудительный труд, работорговля, трафик детей и женщин. Особую озабоченность вызывает тот факт, что организация незаконной миграции наряду с торговлей наркотиками и оружием превратилась для преступного мира в прибыльный бизнес.

Защита национального рынка труда от неконтролируемого притока иностранной рабочей силы (в условиях высокой безработицы в стране) является элементом обеспечения конституционного права граждан КР на занятие вакантных рабочих мест и в международном праве относится к суверенному праву государства на принятие мер по защите внутреннего рынка труда путем создания особых условий регулирования.

Так, регулирование процесса привлечения иностранной рабочей силы основано на формировании квоты, которая в соответствии со статьей 7 Закона КР «О внешней трудовой миграции» ежегодно определяется Правительством Кыргызской Республики с учетом государственных интересов и ситуации на внутреннем рынке труда.

После определения республиканской квоты уполномоченный государственный орган в области миграции осуществляет распределение квоты на трудовую миграцию среди работодателей, привлекающих иностранных граждан и лиц без гражданства с целью трудоустройства в Кыргызской Республике, с учетом их вклада в развитие экономики республики и приоритетного права граждан Кыргызской Республики на занятие вакантных

В контексте указанных задач, актуальным вопросом в деятельности государственных органов КР, вовлеченных в сферу миграции иностранных граждан для работы в КР остается эффективное регулирование притока неквалифицированной иностранной рабочей силы и защиты национального рынка труда и создание условий для привлечения в КР высококвалифицированных иностранных специалистов.

Регулирование миграционных потоков должно, прежде всего, преследовать государственные интересы.

Государственной службой миграции при Правительстве Кыргызской Республики разработан проект Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики», в котором предлагается внести в действующее законодательство КР нормы ограничивающие численность иностранных работников на одном хозяйствующем субъекте от 10 до 20 процентов, от общего числа работников и разделить иностранных работников на следующие категории:

— высококвалифицированный иностранный специалист —  прибывшие или привлекаемые работодателями для осуществления трудовой деятельности, квота на трудовую миграцию на которых не распространяется;

— иностранные специалисты — привлекаемые работодателями для выполнения работ в течение определенного периода, но не более одного года, численность которых не должна превышать 20 процентов от общего числа работников в одном хозяйствующем субъекте, в пределах квоты на трудовую миграцию;

— иностранный индивидуальный предприниматель — прибывшие с целью осуществления предпринимательской деятельности в соответствии с законодательством Республики Кыргызстан, в пределах квоты на трудовую миграцию;

— иностранные работники — прибывшие для выполнения работ не требующей квалификации, численность которых не должна превышать 10 процентов от общего числа работников в одном хозяйствующем субъекте;

— иностранные работники – прибывшие для выполнения работ (оказания услуг) в качестве домашних работников у физических лиц, в пределах квоты на трудовую миграцию.

При этом проектом предлагается привести нормы Закона КР «О внешней трудовой миграции» в соответствии с перечнем разрешений, установленных Законом КР «О лицензионно – разрешительной системе в КР» исключив разрешение на право привлечения и использование иностранной рабочей силы в КР. Привлечение иностранных работников будет происходить на основании квоты, устанавливаемой каждому хозяйствующему субъекту в пределах общей квоты, ежегодно определяемой Правительством КР.   

Также, предлагается заменить понятие плата за выдачу разрешений на «государственная пошлина, в порядке, определяемом законодательством Кыргызской Республики», с внесением соответствующих изменений в Закон Кыргызской Республике «О государственной пошлине», а также усиления административной ответственности работодателей и иностранных граждан за осуществления трудовой деятельности без разрешений на работу.            

Кроме этого, предлагается наделить уполномоченный государственный орган КР в сфере миграции полномочиями рассматривать дела об административных правонарушениях предусмотренных частью первой статьи 75-1 «Нарушение порядка привлечения и использования иностранной рабочей силы в Кыргызской Республике», выносить иностранному гражданину, нарушившему законодательство КР предписания о выезде из КР и направлять материалы на административное выдворение с территории КР на рассмотрение в судебные органы КР.          

Особую актуальность приобретает тенденция увеличения миграционного потока в республику граждан КНР. По данным кыргызской статистики, в 2014 году на территории КР было зарегистрировано около 28 тыс. граждан КНР. По имеющимся оперативным данным и оценкам отдельных экспертов, в республике находятся свыше 40 тыс. китайцев.

При этом, согласно информации МВД в 2014 году министерством выявлено 25 фактов организации незаконной миграции и 189 фактов незаконного пересечения государственной границы КР. За нарушение правил пребывания и осуществления трудовой деятельности на территории республики выявлены 6 тысяч 189 иностранных граждан. Из них, 310 выдворены за пределы КР, 5 тысяч 879 иностранных граждан привлечены к административной ответственности и оштрафованы на общую сумму более 6 млн. сомов. Очевидно, что при массовом наплыве мигрантов из вышеуказанных стран Южной Азии и Китая такие меры далеко недостаточны с точки зрения защиты республики от нелегалов и обеспечения национальной безопасности. 

Также, по данным МВД КР, за 7 месяцев 2015 года 2 215 иностранных граждан нарушили миграционное законодательство Кыргызстана (в 2014 году за такой же период — 3 688), в том числе и 25 граждан (в 2014 году 11), нарушивших правила пребывания, порядок осуществления трудовой деятельности и совершивших другие административные правонарушения. 

Недостаточную эффективность государственной политики в миграционной сфере Кыргызстана наглядно характеризует также частая и непродуманная передача полномочий от одного ведомства другому. С 1993 года – Управление по миграции населения при Министерстве труда и социальной защиты КР; 1999 год – Государственное агентство по миграции и демографии при Правительстве КР; 2001-2005 годы – Департамент миграционной службы при МИД КР; 2005-2009 годы – Государственный комитет миграции занятости, впоследствии преобразованный в Управление миграции Министерства труда и занятости; с 2010 – Министерство миграции, труда и молодежи КР; 2011 год – МИД КР; 2012 год – вновь МТММ, в данный момент, Государственная служба миграции при Правительстве Кыргызской Республики.     

Перечисленные обстоятельства создают следующие угрозы для национальной безопасности Кыргызской Республики:

— слабая координация и разобщенность госорганов в реализации миграционной политики, отсутствие единого центра управления миграционными процессами;

— дальнейшее усиление неравномерности в развитии регионов из-за необеспеченности трудовыми ресурсами, что подрывает единство народа Кыргызстана и территориальную целостность республики;

— рост социальной напряженности в более благополучных регионах в результате наплыва внутренних мигрантов;

— значительное увеличение нагрузки на инфраструктуру отдельных регионов, что может привести к техногенным катастрофам;

— покидание населением отдельных регионов, особенно приграничных территорий;

— усиление территориальной экспансии соседних государств;

— массовый выезд за рубеж военнообязанных граждан значительно снижает мобилизационные возможности республики в случае крупномасштабных конфликтных ситуаций.

Очевидно, что ключ — в создании механизма экономического стимулирования по сокращению миграционных процессов и снижению уровня безработицы во всех регионах республики, прежде всего, в решении следующих вопросов:

     — повышение уровня занятости на местах и создание условий для увеличения количества рабочих мест органами местного самоуправления совместно с территориальными органами министерств и административных ведомств;

— содействие со стороны органов исполнительной и местной властей развитию частного предпринимательства, поощрение деятельности малого и среднего бизнеса, ремесленничества;

— поиск источников финансирования (в том числе и международных проектов и грантов) инвестиций по линии государства в развитие социальной, бытовой и коммуникационной инфраструктур в регионах, создание благоприятных условий для привлечения частных иностранных и внутренних инвестиций;

— активизация деятельности айылбашчысы и айылокмоту в проведении на постоянной основе информационно-разъяснительной работы среди местного населения;

— необходима разработка пакета социальных льгот и гарантий молодым специалистам, приступившим к работе в регионах, особенно в сельской местности и приграничных территориях. Выдача ссуд и беспроцентных кредитов на строительство жилья и освоение пахотных угодий;

— предусмотреть освобождение населения данных районов от уплаты налогов за использование земельных наделов и поливную воду, а также предоставление льгот по оплате за электроэнергию, питьевую воду и др.;

— особое внимание обратить на строительство объездных дорог вдоль границ с целью создания необходимой инфраструктуры для жителей приграничных районов;

  — проводить активную политику по развитию приграничного сотрудничества (приграничной торговли, межнациональному социокультурному сотрудничеству);

         — заложить механизм взаимосвязи и переориентированности других ведомственных госпрограммам и различных международных проектов, а также грантов на решение проблем приграничных районов;

—  увеличить количество скважин (питьевой) артезианской воды.

Необходимо планировать урбанизацию, особенно в малых городах, с тем, чтобы создать новые центры` притяжения сельчан. С этой целью предлагается определить перспективные малые города республики, в которых будут созданы технопарки, инфраструктура и городское жилье. Эти города должны стать примером планирования урбанизации с тем чтобы в будущем численность городских жителей постоянно увеличилось. В перспективе в городах должно проживать не менее 60% населения страны. Мировой опыт показывает, что такое соотношение является оптимальным для целей развития.

Государственной службой миграции начата работа по созданию в Кыргызской Республике Миграционного кодекса. В настоящее время уже поступили замечания и предложения министерств и ведомств к первому проекту Миграционного кодекса. За счет донорских средств к работе по проекту Миграционного кодекса приступили два независимых эксперта.

Одновременно идет работа по подготовке Концепция Государственной миграционной политики Кыргызской Республики до 2030 года. Данный документ должен определить систему взглядов на содержание, принципы и основные направления деятельности Кыргызской Республики в сфере миграции. Концепция определит цели, принципы, задачи, основные направления и механизмы реализации государственной миграционной политики Кыргызской Республики.

Необходимо отметить вопрос отсутствия единой межведомственной автоматизированной системы учета миграции. В этой связи отсутствует возможность формирования агрегированных данных по количеству находящихся на территории Кыргызской Республики иностранных граждан, в частности с неурегулированным статусом. Это приводит к появлению в средствах массовой информации различных данных по количеству находящихся нелегально на территории Кыргызской Республики иностранных граждан, в особенности из КНР, Афганистана, Индии, Пакистана и Бангладеша.

В этой связи, согласно постановлению Правительства Кыргызской Республики от 21 февраля 2014 года №51-р ведется работа по внедрению Единой системы учета внешней миграции (ЕСУВМ), которая направлена на обеспечение и регулирование процессов внешней миграции Кыргызской Республики, осуществление контроля при въезде и выезде иностранных граждан и лиц без гражданства, их перемещения по территории Кыргызской Республики, автоматизации межведомственного и внутриведомственного информационного обмена данными, а также внедрения электронной визы Кыргызской Республики. Внедрение ЕСУВМ позволит облегчить процедуру регистрации процессов внешней миграции и обеспечить эффективный миграционный контроль за счет формирования единого межведомственного информационного пространства по учету и контролю внешней миграции и усиления аналитических возможностей в борьбе с противозаконными явлениями.

Решение указанных задач должно реализовываться в виде долгосрочной поэтапной согласованной миграционной политики.

 

Государственная служба миграции

при Правительстве

Кыргызской Республики